Сказочный сюжет балета адаптирован к несказочному сознанию современного ребенка, озабоченному тем, чтобы мама (Царевна, она же Жар-птица) и папа (Иван-царевич) были вместе.

Оцените материал

Просмотров: 14760

Проект «Жар-птица» Ройстона Малдума на открытии II Большого фестиваля РНО

Екатерина Бирюкова · 07/09/2010
Это совсем новое функционирование искусства, прицельное использование его в качестве лекарства, а не украшения

Имена:  Густаво Дудамель · Игорь Стравинский · Михаил Плетнев · Ройстон Малдум · Теодор Курентзис

©  Евгений Гурко / OPENSPACE.RU

Ройстон Малдум во время репетиции проекта «Жар-птица»

Ройстон Малдум во время репетиции проекта «Жар-птица»

Большой фестиваль Российского национального оркестра вроде как стал ежегодным. Складывается традиция эффектного и вполне столичного начала филармонического сезона. В этом году фестиваль такой же изматывающий для оркестра, как и в прошлом, — неделя почти ежедневных концертов с абсолютно разными программами (с 6 по 12 сентября, Зал Чайковского). Но к управлению за пультом, помимо худрука, на этот раз пущено еще три человека. В частности, Теодор Курентзис исполнит наконец сочинения победителей композиторского конкурса YouTube, о котором уже лень разговаривать, но результаты которого все-таки имеет смысл послушать (9 сентября).

У Плетнева же на фестивале три программы, все очень лихие. В закрытие как-то должны уместиться кантата Танеева «Иоанн Дамаскин» и Девятая симфония Бетховена с участием огромного сводного хора (12 сентября). До этого могучего мероприятия случится нечто гораздо более хрупкое и фарфоровое — концертное исполнение «Золушки» Россини с импортными солистами-белькантистами (8 сентября). А начался фестиваль «Жар-птицей» Стравинского в исполнении оркестра под управлением шефа, где музыкальная часть — очень нежная, тонкая и импрессионистская — служила профессиональным обрамлением того, что происходило на сцене.

©  Евгений Гурко / OPENSPACE.RU

Репетиция проекта «Жар-птица»

Репетиция проекта «Жар-птица»

Главным именем этого вечера все-таки были не Плетнев и не Стравинский, а британский хореограф Ройстон Малдум, который занимается делом под названием Community Dance, довольно чуждым современной российской пригламуренной культурной ситуации, то есть работает не с профессиональными танцорами, а с обычными, лучше проблемными, людьми разных возрастов, социальных групп и национальностей — с жителями депрессивных окраин, больными с синдромом Дауна или эфиопскими бездомными детьми.

Нравится нам это или нет, но это совсем новое функционирование искусства, прицельное использование его в качестве лекарства, а не украшения. Здесь сразу отменяется привычная шкала ценностей по отношению к исполнителям, да и само понятие «исполнитель» тоже как-то неуместно. Важнее общий энтузиазм и включенность, а не индивидуальное самовыражение. Оперировать приходится исключительно такими понятиями, как чудо, драйв, новый опыт и социальная польза. На самом деле примерно те же опции включаются ведь и в случае с венесуэльским чудо-оркестром Густаво Дудамеля и чуть более искусственным арабо-израильским «Западно-восточным диваном» Даниэля Баренбойма.

©  Евгений Гурко / OPENSPACE.RU

Репетиция проекта «Жар-птица»

Репетиция проекта «Жар-птица»

Настоящей бомбой стал документальный фильм Rhythm is it!. Проект, по которому он снят, осуществлен в 2003 году Малдумом совместно с Берлинским филармоническим оркестром, зажигательным маэстро Саймоном Рэттлом, «Весной священной» Стравинского и подростками из спальных районов Берлина (в количестве 250 человек), до того не подозревавшими о существовании Берлинской филармонии.

Они ее не только увидели, но и выступили в ней, предварительно пройдя долгий и изнурительный репетиционный период, и можно представить, что что-то в их жизни поменялось.

Проект с тех пор прокатился по разным городам и весям и докатился до Москвы уже в виде «Жар-птицы», а не «Весны священной». Что жалко: «Весна» все-таки побольше адреналина может дать. Сказочный сюжет балета адаптирован к несказочному сознанию современного ребенка, озабоченному тем, чтобы мама (Царевна, она же Жар-птица) и папа (Иван-царевич) были вместе. Но он в общем не так уж и важен. Важно грамотно придуманное проживание примерно ста детей и подростков на сцене под хорошую, но не самую простую музыку в живом исполнении высококлассного оркестра. В результате чего зритель получает (в идеале) ощущение, что день не прожит зря.

©  Евгений Гурко / OPENSPACE.RU

Ройстон Малдум во время репетиции проекта «Жар-птица»

Ройстон Малдум во время репетиции проекта «Жар-птица»

Никакого социального пафоса, правда, в нашем варианте не случилось. Проблемных московских детей, как объяснил на пресс-конференции директор РНО Олег Полтевский, разные благотворительные организации «разбирают как горячие пирожки». Буквально не достать. Такие вот чудеса. Пришлось довольствоваться обычными детьми, прошедшими кастинг и отправленными на три репетиционные недели в Болгарию, где они вынуждены были выбирать между каникулярным морем, привычным компьютером и непривычным Стравинским. Десять процентов в результате отсеялось, но это нормальный результат.

Остальным по окончании представления (для которого в Зал Чайковского было навезено огромное количество светового оборудования, а оркестр усадили в партер, чтобы освободить сцену) была устроена заслуженная овация. Хотя такие понятия, как «социальная польза», «драйв» и уж тем более «чудо», в данном случае честнее не употреблять.

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:28

  • somonque· 2010-09-08 10:12:55
    Какие рдители в этой стране...Ничего не боятся. Даже детей к Плетневу в проект отпускать...Смелые...А я бы своих испугался...
    С рояля лёгок невесом
    Слетает нотный лист
    Покинул свой патайский дом
    Российский пианист

    В печали мальчики с тех пор,
    В глазах у них вопрос:
    Зачем уехал дирижёр
    И палочку увёз...


  • somonque· 2010-09-08 10:18:28
    куда дать растленных подростков по всему миру, не только паттайских. Все ведь знали, а тут заверещали...Но Бирюкова, Поспелрв и иже с ними делают вид, что ничего не происходит. Чисто искусство, так сказать. Только уже не получается настолько чистого, когда Плетнев обнаглел настолько, что не может скрыть своих дурных природных наколонностей. И вся статья, проникнутая социальным пафосом - искусство для негламурной тусовки. От имени гламурной тусовки прошу прекратить рекламировать творчество находящегося под следствием педофила.
  • islays· 2010-09-08 10:44:38
    Екатерина, нигде не могу найти ваши координаты, поэтому вынужден обратиться здесь. В 2012 году планируется выход двухтомника "Практическое руководство по домашней хирургии" под редакцией Чикатило А.Р., мы хотели бы пригласить вас в авторскую коллегию в качестве литературного редактора. Издание планируется печатать в Финляндии, на глянцевой бумаге, со множеством иллюстраций и цветных фотографий. Финансирование из частных фондов, гонорары вполне приличные. Одним словом, ждем.
Читать все комментарии ›
Все новости ›