Оцените материал

Просмотров: 7402

Дирижерский дебют Максима Венгерова в Мариинке-3

Дмитрий Ренанский · 24/06/2008
Первоклассный оркестр редко отказывается от удовольствия подмять под себя незадачливого дирижера

©  Н.Разина. На фото: Максим Венгеров

Дирижерский дебют Максима Венгерова в Мариинке-3
Первоклассный оркестр редко отказывается от удовольствия подмять под себя незадачливого дирижера
Максим Венгеров уже год не играет соло: виновата травма плеча, из-за которой пришлось спешно перекраивать расписанный на несколько лет вперед концертный график. Вот и на мариинских «Белых ночах» скрипичную звезду поначалу ждали в титульном амплуа с сольным вечером, а дождались дирижерского дебюта Венгерова в Санкт-Петербурге.

То, что самый высокооплачиваемый скрипач мира отложил в сторону свою «Страдивари» и смычок Яши Хейфеца ради дирижерской палочки — явление закономерное. Венгеров никогда особенно не стоял на месте. А в последние годы его деятельность приняла и вовсе впечатляющие масштабы. Фанатские веб-сайты не успевали удовлетворенно констатировать: и без того плотный график разбавлен педагогикой, общественная нагрузка не мешает успешно осваивать аутентичную эстетику под руководством Тревора Пиннока и гораздо менее удачно пытаться променять скрипку на альт (хотя первую свою Grammy Венгеров получил не так давно как раз как альтист), полгода потрачено на джазовые импровизации. Плюс к этому Венгеров успел подыграть Чечилии Бартоли на ее последнем альбоме, да вдобавок ко всему recently he has started to write poetry in Russian. А тут еще и дирижирование — ни дать ни взять возрожденческий титан.

Повернуться лицом от публики к оркестру — мало кому удается пережить с честью подобную профессиональную травестию. Одно дело узаконенный флирт инструменталистов и камерных оркестров (был в нем замечен и сам Венгеров) и совсем другое — полноценная симфоническая махина: высококлассный оркестр редко отказывается от удовольствия подмять под себя незадачливого дирижера. Петербургский дебют Максима Венгерова это правило скорее подтвердил, чем опроверг.

Хотя нажористая для публики и репрезентативная для дирижера программа началась более чем многообещающе. В пружинящую упругой энергией моцартовскую увертюру к «Свадьбе Фигаро» Венгеров контрабандой протащил толику аутентистского драйва. Но тот же Моцарт выявил полнейшую несостоятельность Венгерова по части мануальной техники — впрочем, компенсированную экзальтированными вихляниями всем дирижерским телом.

©  Н.Разина. На фото: Максим Венгеров

Дирижерский дебют Максима Венгерова в Мариинке-3


С надеждами относительно дирижерских способностей Венгерова пришлось распрощаться на Скрипичном концерте Чайковского. Это та музыка, которую любой русский коллектив играл столько, что может уже, наверное, без единой ошибки исполнить ее стоя задом наперед и вверх ногами. Вырвавшись из настоящих дирижерских оков, мариинцы задавили и дирижера, и солиста. Ансамбля не вышло. Впрочем, девятнадцатилетний солист-скрипач Рэй Чен, типичный конкурсный рыцарь без страха и упрека, не слишком обращал внимание на то, что происходит за его спиной: со снайперским хладнокровием, до зевоты скучно он расправлялся с сольной партией.

Во втором отделении была Третья симфония Брамса — крепкий орешек. Разгрызть его оркестру никто особо не помогал, но и не мешал. Мариинцы играли так, как хороший оркестр может играть накануне первой встречи с дирижером — не слишком задумываясь ни о форме целого, ни о частностях, упиваясь собственным ансамблевым мастерством и выигрышными соло.

Максиму Венгерову оставалось только довольствоваться тем, что ему предложил оркестр. Непочатый край работы по огранке целого явственно слышался в каждой из частей: не симфония, а симфоническая абракадабра, в которой редко какая брамсовская мысль додумана до конца. С выбором основного блюда тем вечером Венгеров явно просчитался: сыграл бы венских классиков, и их аполлоническая гармония сама бы вывезла дирижера. Третья Брамса, один из самых загадочных романтических оркестровых текстов, так просто не дается.

А вот парочка «Венгерских танцев» — это самое то. Если где-то и было заметно личное отношение дирижера к исполняемой музыке, то как раз в этих включенных в программу бисах. Оно и немудрено: Венгеров так много и смачно играл их скрипичные переложения, что формально продирижировать ими было бы просто нечестно. Хотя, что говорить, слушать Венгерова со скрипкой было бы гораздо более приятно.

 

 

 

 

 

Все новости ›