У вас в России есть огромное национальное достояние — это ваша культура. В Англии ничего подобного нет.

Оцените материал

Просмотров: 14038

Питер Донохоу: «В XX веке всё невероятно усложнилось, искусство стало безумно интеллектуальным»

Марина Аршинова · 22/03/2010
Британский пианист о литаврах, Оливье Мессиане, конкурсе Чайковского, хилой английской культуре и мощной русской

Имена:  Оливье Мессиан · Питер Донохоу

©  Sussie Ahlburg

Питер Донохоу - Sussie Ahlburg

Питер Донохоу

Британского пианиста Питера Донохоу у нас полюбили еще в 1982 году, когда ему была присуждена премия на конкурсе Чайковского. В очередной свой приезд Донохоу сыграл в Санкт-Петербургской и Московской филармониях программы из музыки Моцарта, Брамса, Равеля, Листа, Франка и Мессиана, а также поговорил с МАРИНОЙ АРШИНОВОЙ.


— Что вы помните о конкурсе Чайковского 1982 года, который положил начало вашей карьере?

— Я до сих пор помню эту потрясающую атмосферу, которая царила в концертных залах в советские годы. Не знаю, существует ли она до сих пор. Публика приходила на концерт просто одержимая, думаю, это было особое время.

После конкурса я часто бывал в России с концертами. Были годы, когда я приезжал каждые три месяца. Но только в Ленинград и в Москву. Однажды еще был в Вильнюсе и в Тбилиси, но это уже не Россия. А я ужасно хотел побывать в Сибири, увидеть все это своими глазами. Меня не приглашали туда вплоть до 1996 года, когда мне удалось наконец попасть в Новосибирск, Екатеринбург, Омск, Ханты-Мансийск, Челябинск, Курган. Мне очень дороги эти воспоминания. В каждой стране это так: чем меньше город, тем более трепетная там публика.

— У вас великолепная пианистическая школа. Где вы ее получили? В Англии есть традиции фортепианной педагогики?

— Очень интересный вопрос. По поводу традиций: отвечу, что их нет. Конечно, существует небольшое количество хороших учителей музыки и наряду с ними десятки, сотни тысяч прочих. Мне повезло, мое детство пришлось на начало 60-х, годы расцвета культуры в Англии. Это происходило во многом благодаря притоку эмигрантов из России и других восточноевропейских стран, Польши например.

Для того чтобы стать музыкантом, нужно серьезно заниматься с детства, как это принято и в России. В Англии же всё не так: когда мы наконец находим то, что нам нравится и чем мы хотим заниматься, часто бывает уже поздно.

— А как это было у вас?

— У меня было по-другому. Мои родители очень верили в пользу раннего развития. С тех пор как себя помню, я выбрал музыку основным занятием в жизни — и вступил тем самым в битву со школой, где мне говорили: сначала сделай то, что положено, а затем отдыхай, занимайся тем, что нравится. Я же «отдыхал» целыми днями. У меня был другой взгляд на вещи, меня считали странным. Я и был странным и совершенно отдельным из-за своей поглощенности музыкой. Даже не фортепиано, а шире — музыкой.

Меня поддерживали родители, иногда они спорили, не соглашались друг с другом в вопросах моего воспитания. У нас в Англии принято выбирать учителя, который ближе живет. Так вот, мне повезло. Мои учителя, жившие неподалеку, ничем не были знамениты, просто были хорошими учителями и по-доброму ко мне относились.

А вообще фортепианной школы в Англии нет, ее не существует. Каждый из знаменитых английских пианистов — Джон Огдон, Джон Лилл, Барри Дуглас — не представляет британскую школу. Они появились не благодаря ей, а вопреки ее отсутствию. Огдон был вообще как инопланетянин, очень странный, ни на кого не похожий человек, фантастически талантливый. Его открыли на конкурсе Чайковского. В Британии до этого его талант не распознали.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:38

  • tridi· 2010-03-23 15:44:30
    Питер Донохоу, как младенец - излагает истину!
    Всё так и есть. Русская музыка в ХХ веке - это одно из самых выдающихся мировых культурных явлений. И оценка подлинного масштаба влияния русской музыки - ещё впереди. А пока перед "цивилизованными народами" стоит важнейшая задача - научиться отличать современную музыку от больной, заражённой спекулятивным интеллектуализмом, т.е. научиться отличать подлинное искусство, подлинную культуру от аморального, антигуманного "авангардистского" вируса и толерантности к нему)) Современные музыкальные авангардисты - бесплодны и разрушительны для культуры.
  • tridi· 2010-03-23 15:48:25
    Спасибо Марине Аршиновой за хорошее интервью
  • gaveston· 2010-03-23 16:02:09
    Г-ну tridi,

    Прежде чем развивать иммунитет против "антигуманного "авангардистского"" вируса (в какой партшколе Вы проходили идеологическую подготовку?), развейте хоть немножко чувство языка: как младенец может "излагать" истину? В исходной пословице в том то всё и дело, что младенец НЕОСОЗНАННО её ГЛАГОЛЕТ.
Читать все комментарии ›
Все новости ›