«Шаг влево» дает возможность не подстраиваться под консервативную среду.

Оцените материал

Просмотров: 10723

«Шаг влево»

Нина Ковба · 24/02/2010
Участники молодежного композиторского конкурса о проекте, своей музыке и своем поколении

Имена:  Александр Хубеев · Александр Чернышков · Алексей Шмурак · Василий Стругальский · Вероника Затула · Даниил Власов

©  Предоставлено институтом «ПРО АРТЕ»

Финал третьего конкурса молодых композиторов России и стран бывшего СНГ «Шаг влево»

Финал третьего конкурса молодых композиторов России и стран бывшего СНГ «Шаг влево»

Конкурс «Шаг влево» — самый новый петербургский проект в области современной музыки — в этом году был проведен уже в третий раз. В названии можно увидеть некий жест против засилья консерватизма в современной академической музыке. Но главная цель проекта — это попытка расширить пространство возможностей для самых молодых композиторов, помочь им свободнее ориентироваться в современной культуре ансамблевого письма.

Просвещенческий пафос заложен в самой организации конкурса: композиторский истеблишмент заслуженных авангардистов готов к открытому обсуждению работ участников. Позиция честная — таланты нужно поддерживать и воспитывать, а не относиться к ним потребительски. По гамбургскому счету, на сегодня для молодого российского композитора, особенно не из консерваторской среды, новый конкурс института «Про Арте» — чуть ли не единственная возможность напрямую заявить о себе. Участники «Шага влево» рассказали, что они думают о проекте, своей музыке и своем композиторском поколении.


Алексей ШМУРАК, один из победителей «Шага влево — 2», Киев


«Настоящую левизну каждый мэтр понимает по-своему»

Преимущество «Шага влево» — неангажированность жюри, очень гибкие условия по исполнительскому составу и длительности произведения, возможность быть исполненным eNsemble «Про Арте». Хотя, возможно, если бы в каждом конкретном конкурсе организаторы определяли программное ограничение, своего рода направляющий слоган, то результат, то есть финальные работы, были бы менее разношерстными. С другой стороны, подобный плюрализм едва ли не обязательная черта нормального конкурса.

Композиторское образование в центральных музыкальных вузах постсоветского пространства продолжает оставаться очень консервативным и негибким. Композиторы вынуждены заниматься самообразованием, повышать свой технический уровень и свою контекстуальность исключительно за счет личных контактов. Это делает процесс менее академичным. Образование же остается очень правым, музыкантский дух в основном — правым, то есть ортодоксальным. Настоящую левизну каждый мэтр понимает по-своему. Спроси у десяти композиторов, и они назовут тебе десять разных «левых фронтов». На такой конкурс, как «Шаг влево», по объективным причинам не могут быть присланы радикальные работы: авторы осторожничают, боятся (подсознательно) показаться слишком маргинальными, плакатными. Почему? Потому что молодые еще, ищут нишу, вынуждены находиться в уже известном и «протоптанном» поле. Это все я говорил о правилах, но, наверное, есть исключения. Пока я их не слышал.


Даниил ВЛАСОВ, Ростов-на-Дону/Москва


«Сейчас в музыке нет проблемы, какой идеологии придерживаться»

Большая часть аудитории сейчас не подозревает, что было открыто композиторами за пределами развлекательных жанров в последние пятьдесят лет. В сознании среднестатистического слушателя современная филармоническая музыка — это максимум Щедрин или Десятников, а не композиторы группы «СоМа». Название конкурса — сигнал для тех, кто еще не определил направление своего движения. Стоит ли следовать по широким и многолюдным культурным магистралям или сделать шаг в сторону, идти более узкими, рискованными, но и намного более интересными тропами. Об идеологических вещах я задумываюсь в последнюю очередь. Сейчас в музыке нет проблемы, какой идеологии придерживаться, все направления уживаются и не мешают друг другу. Так и мое сочинение при первом приближении кажется простой, доступной и местами даже примитивной музыкой, которая пользуется проверенными и вполне популярными моделями американского минимализма. Однако при более детальном знакомстве становится ясно, что это только внешняя сторона. На самом деле внутри его совсем другие структурные закономерности. Они, возможно, даже исключают свое внешнее «прикрытие», но работают как бы на параллельно существующем уровне, не вступая в противоречие с оболочкой.


Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • n-voice· 2010-02-24 22:42:41
    Молодцы, что об этом написали. И финалисты тоже молодцы)
  • bf· 2010-02-25 08:28:52
    послушать финал можно здесь:

    http://files.mail.ru/8NEVDS

    (5 отдельных файлов мп3)
Все новости ›