Оцените материал

Просмотров: 5127

Пасхальный фестиваль в Люцерне

Гюляра Садых-заде · 01/04/2008
Слушать музыку в хорошем исполнении - приятная привычка швейцарцев
Закончился один из главных весенних фестивалей Европы. Его финальные концерты, которые дал оркестр Баварского радио под управлением петербургского дирижера Мариса Янсонса, удалось посетить Гюляре Садых-заде. Она делится впечатлениями от услышанного – и от фестивальной политики
Место

По части качества и количества концертных программ Люцерн сейчас всерьез соперничает с Зальцбургом (у которого, кстати, тоже имеется Пасхальный фестиваль, помимо Троичного и Летнего). В Люцерне, древнем городе, возникшем еще до объединения швейцарских кантонов, признают только самое лучшее. Здесь во всех аспектах жизни действует критерий «швейцарского качества». Это относится и к сыру, и к шоколаду, и к исполнительскому уровню на фестивале.

Правда, оперы, которыми так знаменит Зальцбург, в Люцерне никогда не ставились. Однако положение вскоре может измениться. Строительство театрального комплекса Salle Modulable — вопрос практически решенный. Здание предполагается построить к 2012 году. Что же касается концертов, то их количество в сезон возросло в последние годы в геометрической прогрессии. Летний фестиваль длится пять недель. Осенний фортепианный — неделю. Пасхальный — восемь дней.

Имена

В пасхальной фестивальной афише неизменны имена Мариса Янсонса, Николауса Арнонкура и Клаудио Аббадо. Три мэтра, три крупнейшие дирижерские фигуры из года в год определяют топ-лист здешних весенних музыкальных событий. Иногда к ним еще присоединяется маэстро Бернард Хайтинк — на нынешнем фестивале он продирижировал бетховенскими симфониями.

Ставку на трех уважаемых дирижеров сделал Михаэль Хэфлигер, интендант Люцернского фестиваля, изо всех сил поднимающий статус относительно нового его ответвления. Ведь в отличие от основного, Летнего, с более чем 70-летней историей, Пасхальному фестивалю в Люцерне всего семь лет. И его возникновение на музыкальной карте Европы еще нужно было как-то обосновать.

Аббадо выступает здесь с фестивальным оркестром Люцерна, который дирижер уже превратил в высококлассный коллектив. Арнонкур обычно специализируется на исполнении барокко — в этом году это были баховские «Страсти по Иоанну». И каждый год обязательно приезжает Янсонс со своим оркестром и хором Баварского радио.

©  Priska Ketterer  ⁄  LUCERNE FESTIVAL

 Клаудио Аббадо

Клаудио Аббадо



Янсонс

В этот раз баварцы проникновенно, с изумительным дышащим пиано исполнили «Немецкий реквием» Брамса — сочинение, требующее тонкой душевной работы и вслушивания в нюансы текста и музыки. Двумя днями ранее ту же программу они играли в родном Мюнхене. В обоих случаях концерт был посвящен Герберту фон Караяну, приближающееся 100-летие которого считают своим долгом отметить все ведущие оркестры мира. Для Янсонса юбилей Караяна — особое событие: он был ассистентом Караяна в Зальцбурге, победив на дирижерском конкурсе его имени.

Завершил же фестиваль утренний воскресный концерт баварского оркестра под управлением Янсонса. Это было Вербное воскресенье. Празднично трезвонили колокола, шумел цветочный рынок, и по древнему деревянному мосту в роскошное здание Конгресс-центра, несколько лет назад построенное по проекту знаменитого архитектора Жана Нувеля, спешили толпы разряженных людей. Давали Вагнера, сплошь хиты: вступление к «Лоэнгрину», увертюра к «Тангейзеру», оттуда же — антракт к Третьему действию, «Путешествие Зигфрида по Рейну» и «Траурный марш» из «Гибели богов». Увенчал программу, конечно же, «Полет валькирий».

Тихим оазисом среди всего этого оркестрового роскошества оказался неброский вокальный цикл на стихи идеальной возлюбленной Вагнера, Матильды Везендонк. Пела Мийоко Фуджимура, японка, специализирующаяся на Вагнере и, среди прочего, исполнившая позапрошлым летом партию Брангены в новой байройтской постановке «Тристана». На сей раз ее стабильное, звонко-металлическое сопрано было не узнать. Оказавшись на территории камерной музыки, она сознательно притушила и смягчила его. Все было сделано расчетливо и умно, правда, не слишком душевно. Перфекционизм был несомненен — но для идеальной возлюбленной этого, пожалуй, мало.

Слушать в пасхальные дни один из лучших оркестров Европы под управлением Мариса Янсонса — приятная привычка швейцарцев, которой мы можем только позавидовать. В Москве маэстро не выступал уже много лет, и его мечта привезти в Россию какой-либо из двух своих знаменитых оркестров (помимо баварцев он еще руководит амстердамским Концертгебау) пока остается мечтой. Но в этом году, ближе к православной Пасхе, он делает подарок землякам в Питере (где он прописан) и приезжает в конце апреля продирижировать консерваторским исполнением оперы Бизе «Кармен».

 

 

 

 

 

Все новости ›