Оцените материал

Просмотров: 10274

Чего ждать

Екатерина Бирюкова · 19/08/2009
Ключевые музыкальные события нового сезона

Имена:  Альбан Берг · Анна Нетребко · Бенджамин Бриттен · Валерий Гергиев · Владимир Спиваков · Михаил Плетнев · Руджеро Раймонди · Ян Латам-Кёниг

©  Предоставлено пресс-службой Мариинского театра

Анна Нетребко

Анна Нетребко

Надвигается музыкальный сезон 2009/10, который в российских столицах кажется не таким уж и пострадавшим от кризиса. Вот некоторые даты, которые уже можно занести в записную книжку.
Большой театр в очередной раз попытается выйти из сладкого полусонного состояния, компенсировав прошлогоднее оперное затишье (всего одна оперная премьера — «Китеж», да и то сомнительная) двумя новыми постановками.

Названия контрастнее придумать сложно. Сначала будет «Воццек» Альбана Берга, манифест всего музыкального модернизма ХХ века, этапное сочинение в истории музыки и очень горькая таблетка для нашей публики, которую вот уже почти сто лет ей боятся предлагать (в России эта опера ставилась один раз в Питере в стародавние времена, еще при жизни ее автора). Тут вся надежда на то, что звездная постановочная команда — режиссер Дмитрий Черняков и дебютирующий в Большом дирижер Теодор Курентзис — сможет эту горькую таблетку сделать как минимум полезной. Любопытство со стороны интеллектуалов и модников безусловно обеспечено, хотя понятно, что на блестящее коммерческое будущее спектакля рассчитывать все равно не приходится. Это скорее имиджевый проект театра, который вот так лихо латает свои многочисленные репертуарные дыры. Премьера объявлена на 24 ноября.

А закусить горечь Большой предлагает главной опереттой всех времен и народов, которой серьезные театры тоже не гнушаются: «Летучая мышь» Иоганна Штрауса обещана 18 марта. «Мышь», правда, уже имеется практически во всех оперных театрах города Москвы, но Большой, наверное, рассчитывает, что у него будет лучшая. Основания на то есть — постановочная команда, состоящая из режиссера Василия Бархатова и художника Зиновия Марголина, только что отметилась очень стильной работой в легком жанре — «Шербурскими зонтиками».

В отличие от Большого театра, бравирующего четкими планами, Мариинка заставляет себя любить за непредсказуемость. А также за звездность: 28 сентября сезон открывает Анна Нетребко в совсем недавно поставленной «Иоланте» Чайковского.

©  Наташа Разина

Сцена из оперы «Иоланта»

Сцена из оперы «Иоланта»

Из мариинских премьер пока более-менее четко можно обещать «Женщину без тени» в середине ноября: Валерий Гергиев последовательно штурмует бескрайние и совершенно неосвоенные в России пространства музыки Рихарда Штрауса. Постановочная команда та же, что не так давно была на его штраусовской же «Электре», — художник Пол Браун (его надо ставить на первое место) и режиссер Джонатан Кент. Можно рассчитывать как минимум на спектакль невероятной красоты.

Второй по статусу московский театр — имени Станиславского и Немировича-Данченко — открывает сезон 25 сентября премьерой «Вертера» Массне. Театр продолжает экспериментировать с режиссерами из драмы, на сей раз ставить оперу приглашен один из самых заметных героев российской провинции Михаил Бычков. Кроме того, слышно, что от театра в новом сезоне стоит ожидать «Севильского цирюльника» Россини в постановке худрука Александра Тителя.

Что касается «Новой Оперы», то там вроде как зреет «Иоланта», обещанная в январе. Кроме того, этот оперный театр все больше разворачивается в сторону концертных программ. Из тех, от которых никак не отмахнешься: монументальный «Военный реквием» Бриттена под управлением британского дирижера Яна Латам-Кёнига, полюбившегося со времен здешнего «Лоэнгрина», а также Третья симфония Брукнера и «Книга для оркестра» Лютославского под управлением Геннадия Рождественского. Эти эпохалки заявлены на ежегодный фестиваль театра «Крещенская неделя».

В свою очередь концертные организации уже давно развернулись в сторону оперы. Среди самых заметных филармонических проектов в этом жанре — концертные исполнения «Идоменея» Моцарта (5 декабря), «Ромео и Джульетты» Гуно (14 февраля) и «Искателей жемчуга» Бизе (2 апреля) с международным кастингом. Площадка — Зал Чайковского.

Нечто похожее имеется и в программе «Большого фестиваля Российского национального оркестра» — нового форума, с которого фактически стартует московский сезон. Он пройдет на Новой сцене Большого театра с 7 по 13 сентября. Кризис кризисом, а новорожденный фестиваль (предполагается, что он будет ежегодным) насчитывает семь мощных программ, среди которых особая изюминка — концертное исполнение «Волшебной флейты» Моцарта с западными певцами. Но вообще-то центральная фигура фестиваля РНО — Чайковский, фирменный композитор руководителя оркестра Михаила Плетнева.

Не отстает от Плетнева и Спиваков — с 25 сентября по 7 октября идет его фестиваль под радушным названием «Владимир Спиваков приглашает…», где, как ни странно, особенно ценна вокальная составляющая. Главный из приглашенных — итальянская легенда Руджеро Раймонди.

За старинной музыкой традиционно ездят в Питер, там с 7 по 29 сентября идет уже двенадцатый по счету фестиваль Earlymusic, у которого в России нет конкурентов. В этом году он необычайно разнообразен — с точки зрения и площадок, и представляемых музыкальных традиций. Шереметевский дворец соседствует с фабрикой «Красное знамя», испанская гитара — с бурятским музицированием.

Однако и Москва может кое-чем похвастаться: сэр Роджер Норрингтон, икона европейского аутентизма, собственной персоной будет дирижировать оркестром Александра Рудина Musica Viva (12 декабря, БЗК). Другие важные его коллеги по дирижерскому цеху, чей приезд стоит отметить, — Леонард Слаткин (22 декабря, БЗК) и Инго Мецмахер (15 ноября, БЗК).

Что касается совсем новой музыки, то отвечающий за нее фестиваль «Территория»  в этом году с музыкальной частью буксует — все-таки кризис сказывается. Да и филармонический проект «Другое пространство», стартовавший в прошлом сезоне, тоже куда-то исчез. А жалко. Но музыка на то и новая, что от этих временных неприятностей не должна успеть устареть. По крайней мере, так хочется думать.

КомментарииВсего:1

  • kontrakadenz· 2009-08-19 18:08:14
    в новой музыке в россии:
    у володи раннева - в питерском планетарии премьера оперы "синяя борода. материалы дела"
    больше ничего не знаю. но, возможно, есть что-то.

    за границей навскидку:
    у невского премьера сценической оратории "аутленд" на рур-триеннале
    у курляндского - премьера концерта для автомобиля с оркестром на венецианской биеннале
    у раевой, горлинского, сюмака - премьеры на фестивале в касселе
    у бочихиной, хруста - премьеры в берлине
    у пайбердина - в люксембурге

    это только премьеры. список можно продолжать.
Все новости ›