В то время, когда британская скульптура была откровенно невыразительной и скучной, Мур начал делать радикально новые и необычные вещи.

Оцените материал

Просмотров: 27863

За Муром – Кремль

06/03/2012
Выставка скульптора-модерниста в Москве позволяет перемещаться во времени и пространстве

Имена:  Генри Мур

©  The Henry Moore Foundation

Генри Мур, 1929-30

Генри Мур, 1929-30

​В Музеях Московского Кремля открылась выставка «Генри Мур. Классический канон современной скульптуры», где собраны работы главного модерниста и гуманиста ХХ века. Первое, что приходит в голову, когда речь заходит о Муре, – ярко-зеленый газон в английском парке и массивные текучие скульптурные объемы: полулежащие фигуры из белого мрамора или бронзовые абстрактные объекты, настолько органично вписывающиеся в ландшафт, что кажется, существовали в нем всегда. Сегодня его скульптуры рассеяны по всему миру, а точнее, по городам в 38 странах. Россию увлечение Муром обошло стороной, поэтому выставка, на которой можно увидеть его работы живьем, сама по себе примечательна. Представить ландшафтный парк или хотя бы оживленные городские улицы на месте Московского Кремля довольно трудно, а ведь Мур известен прежде всего как мастер крупных форм. Только одна скульптура, привезенная в Москву, установлена там, где ей полагается, – на улице. Это «Семейная группа» – композиция из трех фигур: матери, отца и ребенка. Остальные экспонаты разместили в двух небольших залах – в Успенской звоннице и палатах Патриаршего дворца, где размах муровских задумок можно только вообразить.

©  The Henry Moore Foundation

Генри Мур. Скульптура из двух частей №10 (Смыкание). 1968

Генри Мур. Скульптура из двух частей №10 (Смыкание). 1968

В звоннице, «более элегантной», по словам куратора Фонда Генри Мура Аниты Фельдман, показаны камерные работы. Их немного, но они охватывают почти 60 лет творческой жизни скульптора, так что зрителю легко понять, как от примитивистской головки девочки, больше напоминающей африканскую маску, он приходит к полулежащим женским фигурам с покатыми боками, плечами, похожими на гладкие каменные глыбы. Эта часть выставки – концентрированная история идей и образов Мура, проводившего дни напролет в крошечной мастерской, заваленной слепками, ракушками, камушками, косточками и прочей мелочью (Анита Фельдман отмечает, что всего около 10% сделанных им моделей было реализовано в масштабе, а основная масса его работ – это небольшие вещи). Здесь видно, как постепенно с объектов исчезают следы резака и засечки, бывшие когда-то причиной обвинений в непрофессионализме, как форма все меньше зависит от материала и превращается в идею.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

Все новости ›