Оцените материал

Просмотров: 25046

Мур не в моде

Валентин Дьяконов · 27/03/2012
С начала 1960-х годов скульптур Генри Мура становилось все больше в разных точках планеты и все меньше – в разговорах об искусстве, которые велись в продвинутых кругах

Имена:  Генри Мур

Мур не в моде
Мур в камере хранения

©  Courtesy Froehlich Collection, Stuttgart

Брюс Науман. Генри Мур обречен на провал. 1966–1970

Брюс Науман. Генри Мур обречен на провал. 1966–1970

У ранней работы живого классика американского концептуализма и обладателя «Золотого льва» за лучший павильон на Венецианской биеннале 2009 года есть и другое название — «Ловушка для Генри Мура». Науман объяснял смысл работы так: «Мне показалось, что молодым скульпторам Мур еще понадобится, так что я сделал что-то вроде камеры хранения». Науман, подобно индейскому шаману, плетущему «ловушку для снов», выбрал самый удачный момент для создания работы: на пике цветистого, психоделического «свингующего Лондона» у молодежи не было желания особо разбираться в проблемах поколения отцов.


Другие авторитеты

©  Peter Blake

Питер Блейк. Обложка к диску The Beatles «Sergeant Pepper's Lonely Hearts Club Band». 1967

Питер Блейк. Обложка к диску The Beatles «Sergeant Pepper's Lonely Hearts Club Band». 1967

Ключевой момент культурного всемогущества Великобритании — обложка отца поп-арта Питера Блейка к диску Beatles, на котором ливерпульская четверка окончательно сливается в экстазе с молодежной субкультурой хиппи. Блейк населил обложку духовными и эстетическими авторитетами продвинутых англичан: здесь сатанист Алистер Кроули стоит в окружении звезды Голливуда Мэй Уэст и индийского гуру Шри Юктешвара. Художников всего два: декадент Обри Бердсли (второй ряд сверху, первый слева) и Ричард Линднер — американец немецкого происхождения, на основе работ которого разработаны персонажи битловского мультфильма «Желтая подводная лодка» (второй ряд сверху, шестой справа). В рядах выдающихся личностей, таким образом, не оказалось вообще ни одного великого авангардиста — даже Пикассо, не говоря уже о Муре.


Критика слева

©  Antony Gormley

Энтони Гормли. Ангел Севера. 1998

Энтони Гормли. Ангел Севера. 1998

Великобритания очень старалась поверить сама и убедить мир в том, что девяностые — это новые шестидесятые. Именно в это время получает широкое хождение термин Cool Britannia, первоначально фигурировавший в издевательской песенке группы пародистов The Bonzo Dog Doo Dah Band. «Cool Britannia» — это и Young British Artists во главе с Дэмиеном Херстом, и модельер Александр Маккуин, и модель Кейт Мосс, и группа Oasis (новые Beatles!). Главного любителя Young British Artists, коллекционера Чарльза Саатчи, знают все. Арт-критик леволиберальной газеты The Guardian Джонатан Джонс сделал для популяризации Херста и компании немало, когда увидел в них художников, способных вытащить Великобританию из глубокого провинциализма. Соответственно, предыдущее поколение — и английский модернизм в лице Генри Мура или Энтони Гормли — у Джонса теплых чувств не вызывает. О Гормли Джонс пишет так: «Если он действительно соответствует представлениям современного англичанина о серьезном художнике, то мы недалеко ушли от своих предков, которые в 1950-е считали Генри Мура, третьесортного эпигона Пикассо, влиятельным и оригинальным авангардистом».


Серые радикалы

©  Courtesy Tate

Аниш Капур. Марсий. 2002

Аниш Капур. Марсий. 2002

Один из самых знаменитых скульпторов современности усвоил и развил основные уроки Мура. В скульптурах Капура есть отверстия, уводящие уже не в трехмерность, как у Мура, а в бесконечность. Есть и работа с натуральными формами, как в «Марсии», похожем на цветок орхидеи. Для защитника всего «клевого» Джонатана Джонса Капур, естественно, «очень обычный, серый художник — таких считают радикалами преподаватели художественных школ». Популярность Капура, по Джонсу, свидетельствует о том, что британцы все еще чрезвычайно «неклевая нация».


Борьба города и деревни

©  wikimedia.org

Олафур Элиассон. Водопады. 2010

Олафур Элиассон. Водопады. 2010

Борьба «клевых» с «обычными» сводится, в сущности, к вечному конфликту города и деревни. «Городские» предпочитают индивидуализм, декаданс, уникальность в противовес стремлению «обычных» людей к массовым сборищам, переживаниям сакрального характера и попыткам «воссоединиться с природой» (которая для «городских» всего лишь очередная ментальная конструкция). Генри Мур был, безусловно, «деревенщиной», как и Элиассон — тоже художник «обычный», фокусник на ярмарке, не затрагивающий темные глубины человеческой натуры. Ирония судьбы заключается в том, что именно Великобритании, а конкретно галерее Тейт Модерн, которую постоянно критикуют за потакание Young British Artists, Элиассон обязан мировой славой. Проект «Погода» в Турбинном зале — огромное искусственное солнце — завоевал сердца десятков тысяч обитателей Туманного Альбиона.


Победа «клевых»

©  Damien Hirst

Дэмиен Херст. Золотой телец. 2008

Дэмиен Херст. Золотой телец. 2008

В 1992 году для британского искусства началась новая эра. Галерея Саатчи выставила объект молодого художника Дэмиена Херста «Физическая невозможность смерти в сознании живущего», более известный как «Акула в формалине». За следующее десятилетие круг Херста — Young British Artists — определял отношение мира к английскому искусству и, демонстрируя определенную независимость от европейского интеллектуального мейнстрима, работал с агрессивными и шокирующими образами. В сентябре 2008 года, за пару месяцев до крушения крупнейших финансовых корпораций США, Херст устроил аукцион своих работ на Sotheby’s и продал свежую вариацию на тему «животное в формалине» за 10,3 млн фунтов.


Мур наизнанку

©  Tracey Emin / Courtesy The Saatchi Gallery

Трейси Эмин. Моя кровать. 1998

Трейси Эмин. Моя кровать. 1998

Еще одна классическая для Young British Artists работа построена на принципах, противоположных принципам Мура. Эмин выносит личное в общественное пространство, играя на заложенных в каждом из нас вуайеристских наклонностях. Вместо архетипов и работы с пластикой — буквализм, вместо наслаждения формой — ее раздражающее отсутствие: кровать-то не застелена. Эмин плотно работает с важной темой женской виктимности, продолжая линию Луиз Буржуа, и поэтому она из тех редких Young British Artists, кто удостоился чести представлять Великобританию на Венецианской биеннале (2007).


Единственная форма

©  Sarah Lucas / Courtesy Gladstone Gallery

Сара Лукас. Пенетралия. 2008

Сара Лукас. Пенетралия. 2008

В работах Сары Лукас чувствуется детское стремление называть вещи своими именами. Она, как и Мур, вдохновляется формами природы, правда, чаще всего одной-единственной — зато какой! Обри Бердсли одобрил бы такой выбор. Из Young British Artists только за Лукас пока не числится ни ретроспектив в солидных музеях, ни участия в Венецианской биеннале. Дело, наверное, в том, что ее скульптуры бывают действительно отвратительными, особенно если сделаны из сигарет — самого неполиткорректного продукта в мире.


Как счастливы мы были бы...

©  Jake and Dinos Chapman

Джейк и Динос Чепмены. Ад (деталь). 2000

Джейк и Динос Чепмены. Ад (деталь). 2000

Братья Чепмен — главные интеллектуалы движения YBA. Они (особенно Джейк) цитируют Батая и Лакана, называют Херста «не самым умным парнем в мире» и делают все, чтобы продемонстрировать абсолютное отсутствие морали и этики в искусстве. В каком-то смысле Чепмены — пластический вариант романов Владимира Сорокина, которого они, кажется, не читали. Инсталляция «Ад», вдохновленная фильмами категории Z об узницах и узниках фашизма, сгорела (!!!) в 2002 году во время пожара на складе коллекции Саатчи. Братья не предались унынию и сделали новую версию под названием «Е…ный ад» (Fucking Hell). Интересно, что сражавшийся на Первой мировой Мур впрямую никогда не касался военной темы, а Чепмены, напротив, буквально заворожены историей крупнейших конфликтов ХХ века. Один из самых остроумных проектов дуэта называется «Как счастливы мы были бы, если б Гитлер был хиппи»: Чепмены купили несколько акварелей диктатора и нарисовали на них солнышко, пацифики и другие символы «детей цветов».


Золотая середина

©  Rachel Whiteread

Рэйчел Уайтред. Дом. 1993

Рэйчел Уайтред. Дом. 1993

Главные художники «клевой Британии» все еще не вполне вписываются в интеллектуальный истеблишмент. За одним исключением: участница прогремевшей в Нью-Йорке выставки «Сенсация» Рэйчел Уайтред получила премию Тернера еще до скандальной экспозиции — в 1993 году. В массовом сознании она располагается где-то между Херстом и Гормли. С одной стороны, все ее проекты имеют отношение к конкретным местам и обстоятельствам, основаны на принципах редимейда. С другой стороны, она гуманист и автор мемориала жертвам Холокоста в Вене — такой заказ невозможно представить в руках ее коллег по Young British Artists.

 

 

 

 

 

Все новости ›