Оцените материал

Просмотров: 22024

Из чего сделан Мур

Валентин Дьяконов · 20/03/2012
Галька на пляже, валуны, оставшиеся в наследство от неизвестных народов, черепа и другие расходные материалы скульптора

Имена:  Генри Мур

©  OpenSpace.ru

Из чего сделан Мур
Телесные подробности

©  www.latimes.com

Леонардо да Винчи. Анатомические рисунки. 1510-1511

Леонардо да Винчи. Анатомические рисунки. 1510-1511

Мур сравнивал Леонардо со своим внуком и говорил, что великий итальянец никогда не терял детской способности учиться чему-то новому. В анатомических рисунках Мур ценил не столько точность, сколько чувство: Леонардо постоянно менял пропорции, выстраивал перспективные соотношения и использовал человеческое тело для сравнений и метафор, представляя, к примеру, сердечные камеры в виде нефов церкви. Больше всего Муру нравился рисунок, изображающий женские гениталии. «Он такой нежный, — говорил скульптор в интервью телеканалу BBC, — мне хочется плакать, когда я на него смотрю». Несколькими десятилетиями раньше он писал: «Первая дыра в камне — это открытие. Дыра соединяет противоположные стороны и тут же вводит трехмерность. В дыре есть тайна — нас завораживают таинственные пещеры в холмах и скалах». Кажется, Фрейд нашел бы связь между этими цитатами.


Природное образование

©  www.telegraph.co.uk

Парк Киндер Скаут, Дербишир, Великобритания

Парк Киндер Скаут, Дербишир, Великобритания

Суровые пейзажи родного Йоркшира, без сомнения, повлияли на скульптора, а первые идеи вполне могли сложиться во время прогулок по местности Киндер-Скаут, расположенной между Шеффилдом и Манчестером и усыпанной живописными валунами естественного происхождения. Киндер-Скаут иногда называют одним из «природных чудес света», хотя, пожалуй, нагромождения такого типа можно встретить где угодно. Считается, кстати, что распространенный ныне термин «биоморфный» был применен в английской прессе впервые в отношении скульптур Мура.


Сакральный булыжник

©  www.wikimedia.org

Святилище Адел-Крэг

Святилище Адел-Крэг

В 1919 году Генри Мур, на тот момент уже ветеран Первой мировой, поступил в художественную школу Лидса, где учился до того момента, как выиграл грант на переезд в лондонский Королевский колледж искусств. Нагромождение валунов необычной формы неподалеку от Лидса считается одним из языческих святилищ наподобие всемирно известного Стоунхенджа, но доказать сакральную функцию булыжников никому пока не удалось. Зато известно, что Мур там бывал и вынес из предполагаемого святилища пару идей для скульптур — например, «Двухчастной лежащей фигуры» 1959 года.


Формы выразительности

©  www.geo-sites.zoomshare.com

Камень с отверстием

Камень с отверстием

«Меня всегда привлекали формы природы, — писал Мур, — кости, ракушки, галька и так далее. Я годами гулял по одному и тому же отрезку морского побережья, но каждый раз мне удавалось найти новые, невиданные раньше формы камней. По гальке видно, как природа работает в камне. У некоторых камешков были отверстия. Для скульптора дыра в камне не ослабляет его выразительности, если она определенного размера, очертаний и направления. Отверстие, как арка в архитектуре, только усиливает впечатление». Работ, вдохновленных галькой, у Мура много, например «Овал со стрелками» (1968—1970). О магических свойствах камней со сквозными отверстиями — из них делают талисманы на побережьях всех морей — Мур не говорил, хотя, возможно, учитывал и это.


В реалистической манере

©  The Henry Moore Foundation

Генри Мур. Овца с ягненком. 1972

Генри Мур. Овца с ягненком. 1972

Как и Леонардо, Мур не терял интереса к новым, неизведанным формам жизни. В 1972 году скульптор увидел из окна своего дома в деревне Мач-Хэдэм стадо овец и превратился в заядлого анималиста. Получившаяся серия любима публикой не менее, чем «Рисунки из бомбоубежища», благо выполнена в крепкой реалистической манере с интересом к родным для Мура сюжетам вроде матери и ребенка. Овцы к тому же очень характерная для Англии отрасль сельского хозяйства: когда-то Великобритания была крупнейшим в Европе поставщиком шерсти (теперь она на седьмом месте).


Пауки и черепа

©  The Henry Moore Foundation

Мастерская Генри Мура с черепом слона

Мастерская Генри Мура с черепом слона

С расцветом анатомических знаний во времена Ренессанса человеческий скелет стал не только источником сведений о внутреннем строении моделей, но и метафорой бренности бытия, о которой задумывались все — от Ганса Гольбейна-младшего, с его «Пляской смерти», до поздних романтиков вроде Джеймса Энсора и Антуана Виртца. В ХХ веке человеческое тело и его основа подвергались, в том числе и у Мура, многочисленным трансформациям, и в ход пошла другая фауна: одним из признанных шедевров послевоенной скульптуры стал «Паук» Луиз Буржуа. Мур использовал слоновий череп как основу для памятника ядерной энергии (1967) и некоторых других работ.


Мыслить в масштабе

©  The Henry Moore Foundation

Генри Мур в мастерской с эскизом скульптуры “Рельеф №1”. 1959

Генри Мур в мастерской с эскизом скульптуры “Рельеф №1”. 1959

Все скульптуры Мура начинались с гипсовых эскизов. Когда его мастерская в 1960-е годы превратилась в своеобразный городок, где работали пять — десять ассистентов, скульптор отдавал небольшие гипсовые эскизы в обработку молодым помощникам с краткими инструкциями: «В пять раз больше», «В три раза больше» и так далее. Скульптор-постмодернист Ричард Вентворт, работавший у Мура в то время, иронически вспоминал свое удивление: «А почему не в два с половиной раза? Не в три с четвертью?»


Заодно с архитектурой

©  The Henry Moore Foundation

Генри Мур. Скульптура для здания Time-Life, Лондон. 1952-1953

Генри Мур. Скульптура для здания Time-Life, Лондон. 1952-1953

После Второй мировой Мур преодолел недоверие к архитекторам и не отказывался от заказов, тем более корпоративных, которые хорошо оплачивались. Здание медиагиганта Time-Life на лондонской Нью-Бонд-стрит — один из ярких примеров сотрудничества с архитектором и вписывания скульптуры в заданные рамки. Мур считал, что работа должна напоминать закопанные в песке камешки, «чью форму глаз интуитивно дополняет».


Казус Мура

©  www.planetoddity.com

Валуны Моераки, Новая Зеландия

Валуны Моераки, Новая Зеландия

Природных альтернатив скульптурам Мура много. Пожалуй, цепь почти идеально сферических камней в новозеландской деревне Моераки — идеальный соперник его биоморфным работам. Камни стали частью мифологии коренного народа Новой Зеландии — маори. Они считали, что это содержимое трюма гигантского каноэ Арай-те-уру, на котором приехали их предки. Европейцы узнали о живописном геологическом казусе в середине XIX века, вскоре после того, как Новая Зеландия стала колонией Британской империи.

 

 

 

 

 

Все новости ›