Оцените материал

Просмотров: 26088

Генри Мур в городах и весях

Валентин Дьяконов · 16/03/2012
Скульптор всегда стремился ставить работы на открытом воздухе. Государственные и частные заказчики всячески этому способствовали

Имена:  Генри Мур

Генри Мур в городах и весях
Рельефное начало

©  The Henry Moore Foundation

Генри Мур. Западный ветер. Станция метро «Сент-Джеймс-парк», Лондон. 1928–1929

Генри Мур. Западный ветер. Станция метро «Сент-Джеймс-парк», Лондон. 1928–1929

Первая работа Мура в городском пространстве стала результатом компромисса. Архитектору нового здания штаб-квартиры лондонской подземки Чарльзу Холдену очень хотелось украсить фасады работами передовых скульпторов. Он уговорил Мура сделать рельеф, хотя скульптору была интересна только круглая скульптура. «Техника рельефа символизировала для меня унизительное подчинение скульптора замыслу архитектора, — вспоминал позже Мур. — Но я был молод, а молодого человека можно убедить в необходимости поработать над неблизкой ему задачей». Пусть «Западный ветер» (изначально называвшийся «Северным») и сделан в нехарактерном для Мура духе ар-деко, компания подобралась хорошая: кроме него рельефы ветров создали Джейкоб Эпстайн и Эрик Гилл. К тому же именно подземка, как мы видели, принесла Муру славу во время Второй мировой.


Скульптура детям

©  The Henry Moore Foundation

Генри Мур. Семья. Школа Barclay, Стивенейдж, Великобритания. 1948–1949

Генри Мур. Семья. Школа Barclay, Стивенейдж, Великобритания. 1948–1949

В 1946 году у Мура родилась дочь Мэри, названная так в честь его матери. Это вдохновило скульптора на создание многочисленных фигур матерей с детьми и семейных групп. Одна из них стала первой «уличной» бронзовой скульптурой Мура. Ничем не примечательная школа среднего технического образования получила этот шедевр благодаря тому, что местный городской совет принял закон, по которому часть средств, выделенных на строительство новых зданий, могла быть использована для покупки скульптуры или предметов декоративного искусства. Ныне закон отменен. Такие законы существовали в брежневском СССР, что позволяло официальным художникам зарабатывать огромные деньги на оформительских заказах, распределявшихся через соответствующие комбинаты. Сегодня они действуют, например, в Нью-Йорке, где 1 процент от стоимости строительства объектов, принадлежащих городу, идет на паблик-арт. Вот, к примеру, работа бывших москвичей Комара и Меламида для жилищного суда в Бронксе.


Читать текст полностью

 

 

 

 

 

Все новости ›