Видео

АКАДЕМИЧЕСКАЯ МУЗЫКА / ГИД ПО ТРЕЙЛЕРАМ

От Моцарта до Берга: европейская опера, начало года

Дмитрий Ренанский · 19/03/2009
Если кто-то еще считает, что режиссерский театр глух к музыке, пусть первый бросит в свой монитор камень

«Так поступают все» Йосси Вилера и Серджо Морабито в Амстердаме



В спектаклях режиссерского тандема Йосси Вилера и Серджо Морабито всегда есть конструктивная пружина, не то чтобы переворачивающая всю фабулу инсценируемой ими оперы с ног на голову, но запросто открывающая ларчик ее драматургии. Чем заковыристее либретто, тем реже приходится умиляться сюжетным нелепицам и все чаще хлопать себя по лбу, недоумевая, отчего до такой гениальной простоты никто из режиссеров не додумался раньше.

Это как раз случай амстердамской «Так поступают все». Эту оперу Моцарта зрителю обычно смотреть так же тяжело, как постановщикам — размышлять о том, с чего бы вдруг пара счастливых женихов решила, обменявшись своими избранницами, проверить их на верность. Но только не в De Nederlandse Opera.

Героев тамошних «Cosi fan tutte» (премьера прошла 5 марта) Вилер и Морабито не просто перенесли в современность (сегодня этим мало кого удивишь), но значительно омолодили. И эту процедуру нельзя не признать эффективной: легкое свингерство только начинающих пробовать жизнь на вкус тинейджеров смотрится куда как органичнее, чем у опутанных тенетами общественно-моральных норм взрослых.

Несколько суетливый клип очень живо транслирует головокружительную атмосферу спектакля, которому вращающийся поворотный круг придает ощущение подростковой сумятицы: каникулярная свобода и робкие бойфренды, летний лагерь и первые свидания, открытие телесности и пляжная идиллия на фоне гормональной бури.

Тончайшие режиссерские полутона заметны даже на некачественном видео: грустный моцартовский анекдот начинает играть новыми красками — не столь эксцентричными, как в «Лоэнгрине» Петера Конвичного (перенесшего действие драмы Вагнера в школьный класс и вырядившего Ортруду толстухой двоечницей, а Эльзу — отвратительно правильной отличницей-тихоней), но абсолютно адекватными психологическому сфумато партитуры. Если весь этот ералаш не вторит ювенильному моцартовскому эросу, пусть первый, кто еще считает, что современный режиссерский театр глух к музыке, бросит в свой монитор камень.

Ближайшие показы: 20, 24, 27, 31 марта

«Лукреция Борджиа» Кристофа Лоя в Мюнхене



В принципе каждый ролик ответственных за медиатеку Баварской оперы Мартина Пфайля и Барбары Бургдорф может сойти за рукотворный шедевр трейлерского мастерства. Но месседжи недавней (23 февраля) премьеры мелодрамы Гаэтано Доницетти уложились в четыре с половиной видеоминуты как-то особенно толково.

По-другому и быть не могло: главная героиня мюнхенского спектакля Эдита Груберова красуется перед их камерами не каждый день. Свою «Лукрецию Борджиа» Кристоф Лой поставил именно про нее, не растерявшую куража и стати стареющую бенефициантку, а вовсе не про титульную ренессансную распутницу, ненароком траванувшую собственного сына.

Подобающая традиционным постановкам «Лукреции» жалость к трагически несостоявшемуся материнству главной героини у Лоя уступает место восхищению, более подходящему примадоннам. Да, верхние ноты Груберовой звучат вполне душераздирающе и до оставшегося в прошлом bel canto сегодняшнему голосу prima Donna assoluta так же далеко, как сценическому облику ее героини до канонического портрета злодейки Борджиа кисти Бартоломео Венето. И местами — скажем, в том эпизоде, где Лукреция Груберовой отирает подолом черного (будто бы из кулисы сшитого) платья грязь с обшарпанных подмостков — режиссер даже позволяет трагической предопределенности, щемящей тоске и прочим чеховским мотивам прорваться на сцену Bayerische Staatsoper.

Но эти недвусмысленные вариации на тему «жизнь прошла, словно и не пел» быстротечны: уходить на покой Эдите Груберовой еще рано. Достойной ей замены, судя по постановке Кристофа Лоя, в ближайшее время не предвидится. Лучшая декорация для царственной осанки примадонны — суетящаяся вокруг молодая оперная гвардия: пока что она способна лишь инфантильно задирать старшее поколение.

Ближайшие показы: 1, 6 июля 

«Лулу» Каликсто Биейто в Базеле


Маленький титан большой оперной сцены (персонаж совершенно линчевской внешности, так и норовящий появиться из-за угла какой-нибудь Mulholland Drive) отводит буравчики глаз от камеры. Каликсто Биейто всегда ставит про одно и то же: про секс и деньги — и пройти мимо «Лулу» Альбана Берга (премьера в Theater Basel состоялась 15 февраля) он просто не мог.

Поставленный в зажиточном Базеле спектакль снимает с оперы, этого главного форпоста европейской буржуазии, последний покров — в прямом смысле слова. Большую часть трейлера (и, зная экстремистскую последовательность Биейто, надо думать, спектакля) проститутка Лулу проводит либо в неглиже, либо полностью голой. Обнаженка на сцене музыкального театра фраппирует в разы больше, чем в привыкшей к экстриму драме: килограммы условностей и формы примадонн приучили нас к тому, что в опере «секса нет».

Его и нет — женское тело настолько растиражировано сегодняшними медиа, что в «Лулу» оно выглядит отталкивающе антиэротично. Провокацией и не пахнет, Биейто предъявляет театральному ханжеству очередной счет. Если голое тело продается вразвес повсюду, то отчего бы не торговать им с оперных подмостков?

По отношению к современности режиссер уже давно не питает никаких иллюзий, он занимается «оперным театром.doc», его спектакли будто бы сняты на домашнее видео, а «Лулу» напоминает ворох откровенных полароидных снимков. Никакой бильд-редактуры и фотошоп-цензуры: главную героиню колотят так, что синяки не видны разве что благодаря смуглой коже сопрано Марисоль Монтальво. За лишение «Лулу» привычного флера fin de siecle (фр. «конец века». — OS) Биейто стоит сказать отдельное спасибо — в эпохе утонченного декаданса грандиозной музыке Берга слишком тесно.

Ближайшие показы: 4, 7 апреля; 4, 7, 10, 16, 23, 30 мая


Другие материалы рубрики:
«Другое пространство» в Московской филармонии, 17.03.2009
Борис Филановский. Вундеркиндергартен, 13.03.2009
Сергей Хачатрян: «Если с конкурсами правильно обращаться, они не слишком давят», 12.03.2009

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • prostipoma· 2009-03-20 01:58:56
    Резензия по ролику - это прикольно. Особенно, если не иметь представления о позапрошлогоднем виллеровском Маскараде в Берлине , который похож на вышеприведенное с поразительным неприличием. Пустить Ариадну в тираж ума много не надо было. Король голый.

Оцените материал

Просмотров: 9096

Смотрите также

Читайте также

Гид по трейлерам

Все материалы ›
Все новости ›