Видео

КИНО / КОРОЧЕ С АНТОНОМ САЗОНОВЫМ

«Несколько месяцев я сидел один дома, пытаясь создать эффект настоящего старого VHS»

Антон Сазонов · 20/03/2012

Имена:  Андрей Шушков · Гийом Проценко · Павел Самойлов

Ностальгия по 1989-му, тихий дом и постиндустриальный театр теней в проекте «Короче»
«Несколько месяцев я сидел один дома, пытаясь создать эффект настоящего старого VHS»

В прошлом году OPENSPACE.RU провел онлайн-фестиваль студенческого короткометражного кино в трех частях: игровые фильмы, анимация и документальное кино. Осенью проект переместился в офлайн — первый фестиваль «Короче» в сентябре прошел на крыше Artplay, в ноябре — на Красноярской ярмарке книжной культуры. Под общим названием «Короче» проект продолжает

существовать и дальше: в сети — в виде регулярной колонки журналиста и куратора АНТОНА САЗОНОВА.

Цель проекта — познакомить зрителя с авторами, которым, возможно, в ближайшем будущем предстоит определять кинематографическую повестку дня. К фильмам прилагаются анкеты, заполненные режиссерами отобранных картин, которые позволят не только больше узнать об их авторах, но и составить собственное представление о том, что творится в голове у сегодняшнего студента кинематографического вуза.


Студенты, которые захотят принять участие в проекте, могут прислать ссылки на свои работы на адрес koroche@openspace.ru.


«Перемены '89» (2010). Режиссер Гийом Проценко



Сколько вам лет?
28.

Где учитесь? Учились еще где-нибудь?
После окончания школы во Франции я приехал в Москву. Закончил ВГИК (мастерская Хотиненко и Фенченко, факультет игрового кино).

Лучший преподаватель?
Месье Эсмингер, мой учитель французской литературы в школе. Он первым показал мне, что черно-белое кино — это не скучно. Это был фильм Аньес Варда «Клео от 5 до 7».

О фильме
Идея возникла в тот момент, когда я понял, что событие, которое считается в Европе самым важным для второй половины XX века, в России совершенно не воспринимается как значимое и большинство людей даже не помнят его дату. Поэтому я решил снять историю о том, что могло бы случиться в этот день в российской глубинке. Формат мокьюментари позволяет за маленькие деньги создать живую и интересную атмосферу для зрителя и передать важность темы, используя при этом простые средства. Для съемочной группы эта форма также интересна, поскольку позволяет играть с киноязыком и создавать фильм, используя технику той эпохи. Двух немцев — профессиональных актеров — мы нашли в Москве. Третий приехал из Германии. Актер, который играет Гюнтера, — Георг Жено — известный режиссер «Театра.doc». Снимали мы на две камеры — мини-DV и 8 мм. Во время съемок сложностей особых не возникло. Они появились во время монтажа, когда несколько месяцев я сидел один дома, пытаясь создать эффект настоящего старого VHS.

Что сказали про фильм ваши преподаватели?
Фильм всем очень понравился. Владимир Хотиненко возил картину на разные фестивали, а мы узнали об этом только тогда, когда получили приз.

В каких фестивалях участвовал фильм?
В 2011 году — NextFrame International Student Film and Video Festival (Филадельфия, США). В 2010 году — Romanian International Film Festival (Ro-IFF), Underground Section, First Step Film Festival (Тирана, Албания), Official Student Competition, фестиваль ВГИКа.

Любимый игровой фильм?
Это жесткий вопрос для режиссера. «Хиросима, моя любовь» Алена Рене.

Любимый игровой режиссер?
Назову 5 живых: Арно Деплешен, Гас Ван Сент, Дэвид Линч, Уэс Андерсон, Жан-Люк Годар. И 3 мертвых: Жоао Сезар Монтейро, Джозеф Лео Манкевич, Микеланджело Антониони.

Последний игровой фильм, который посмотрели?
«Я объявляю войну» Валери Донзелли. Образец современного независимого французского кино. Успешен и среди критиков, и среди зрителей во Франции. Трогательный фильм.

Сейчас что-нибудь снимаете?
Сейчас ничего не снимаю. Пока пишется полный метр. Это история о любви и ненависти между русской девушкой и французским мужчиной.


«Тихий дом» (2011). Режиссер Павел Самойлов



Сколько вам лет?
28.

Где учитесь? Учились еще где-нибудь?
По первому образованию я физик. Снимать кино учился только в школе М.А. Разбежкиной и М.Ю. Угарова.

Лучший преподаватель?
Марина Разбежкина.

О фильме
Мне давно хотелось снимать родителей, но до обучения у Марины Разбежкиной я думал, что это слишком скучный сюжет. Я был уверен, что нельзя сделать кино из такой тихой истории, в которой ничего не происходит. Марина Александровна меня переубедила, и я решил попробовать. Решился на самом деле легко. Для многих режиссеров есть табу на то, чтобы снимать близких. Ведь если ты снимаешь документальное кино всерьез, то неизбежно нарушаешь безопасную дистанцию. Подходишь к герою очень близко, стараешься проникнуть под панцирь парадного образа, которым каждый человек отгораживается от окружающих. Это очень болезненный процесс. Но мне кажется, что если ты не готов на это по отношению к своей семье и себе самому, то не надо вообще заниматься документальным кино.

Съемки проходили очень легко. Это же мои родители — у нас изначально была очень небольшая дистанция. Думаю, постороннему человеку потребовались бы месяцы, чтобы начать снимать то, что мне было открыто сразу. В фильме нет ни одного постановочного кадра. Я ни разу не попросил пройти по коридору или «посидеть за столом». Все снято методом наблюдения.

Показать фильм родителям я так до сих пор и не решился. Вообще, я считаю, показывать фильм герою необходимо. Даже если думаешь, что он «не поймет», обидится и прочее. Надо показать, а человек сам разберется. Но у меня ситуация особая. Сперва хотел сделать «лайт-версию» — фальшивый вариант со спиленными острыми углами. Но в итоге не стал. Сейчас думаю, что показать полную версию им все же надо.

Что сказали про фильм ваши преподаватели?
Преподавателям и ребятам из группы фильм понравился. Марина Александровна к идее снимать родителей отнеслась с одобрением. Она любит рассказывать про случай на съемках фильма «Среда» Виктора Косаковского. Режиссер снимал фильм о людях, родившихся с ним в один день в одном родильном доме. То есть в том числе — про себя. Однажды, вернувшись домой, он увидел, что его мать лежит на полу. Она умерла. Но прежде, чем подойти к ней, Виктор взял камеру и снял это. Потому что он тоже являлся героем своего фильма. Раз он снимает жизнь других, то не должен ретушировать свою. Мне кажется, он поступил правильно. Это честно.

В каких фестивалях участвовал фильм?
Кроме «Лавра», никуда не посылал. Фильм участвовал в конкурсе, но не выиграл.

Любимый документальный фильм?
«С точки зрения ночного портье» Кесьлевского. Это первый документальный фильм, который я увидел.

Любимый документальный режиссер?
Кшиштоф Кесьлевский.

Последний документальный фильм, который посмотрели?
«Пещера забытых снов» Вернера Херцога.

Сейчас что-нибудь снимаете?
Монтирую «фильм о фильме». Это такое прикладное документальное кино, которое делается во время съемок большинства игровых картин. У меня будет комедия о комедии.


«Изобретение любви» (2010). Режиссер Андрей Шушков



Сколько вам лет?
25.

Где учитесь? Учились еще где-нибудь?
СПбГУКИ.

Лучший преподаватель?
Никого не выделил бы.

О фильме
Меня волнует тема саморазрушающейся цивилизации. Каждый человек хочет гармонии с природой, но в целом люди двигаются по пути ее уничтожения. Сначала была идея сделать антиутопию. Те, кто принимает решения по уничтожению тропических лесов, тоже хотят гармонии с природой, но ведь они же люди, у них есть дети. Чем они руководствуются, совершая подобные действия?

Сначала я собирал команду через интернет, пытался заинтересовать людей. Но оказалось, что на энтузиазме профессиональную команду не собрать. Тогда я решил рассказать локальную историю и сделать все самому. Занимался всем подряд, правда, по части изображения мне все-таки немного помогли. Музыку написала моя подруга из Череповца. Общались мы с ней дистанционно.

Я люблю силуэтную технику. Считаю ее одной из лучших. Бюджета, конечно, никакого не было. А вот сложностей — масса. Если бы я спланировал все до мельчайших деталей, главных сложностей можно было бы избежать. Убежден, что ориентирование на чужую стилистику существенно облегчает работу. Это задает строгие рамки, за которые ты не сможешь выйти. Меня вдохновили Энтони Лукас и Лотте Райнигер. Из фильмов последней я много чего позаимствовал, хотя смотрел их в интернете кусочками. Но прежде, чем вообще приступить к делу, я пересмотрел все возможные работы в технике силуэта.

Что сказали про фильм ваши преподаватели?
Поставили пятерку.

В каких фестивалях участвовал фильм?
Фильм демонстрировался в Русском павильоне Каннского фестиваля (2011), участвовал в фестивалях «Зеркало», «Святая Анна», «Золотой гепард» (Ташкент), в фестивале ВГИКа и многих других по всему миру. Также фильм включен в курс «История анимации» в Columbia College Chicago (крупнейший художественный вуз в США).

Любимый мультфильм?
В голову приходит взрыв эмоций под названием «A year of sun with Mr. Persol». Ну и диснеевский «101 далматинец».

Любимый анимационный режиссер?
У меня таких нет. Лучше назову еще пару фильмов: «Коралина в Стране кошмаров» и «Бесподобный мистер Фокс».

Последний мультфильм, который посмотрели?
«Маленькая лодка» Нельсона Боулса и «Внешний мир» Дэвида О'Рейли.

Сейчас что-нибудь снимаете?
Сейчас я делаю 2-минутный анимационный флэшбек внутри короткометражного фильма. Это американский проект двух режиссеров — Кристофера Лопеса и Дейви Сантоса. Съемки основной части проходят в Нью-Йорке. По жанру это триллер. Готово будет летом. Где его можно будет увидеть, пока не знаю, но свою часть я обязательно опубликую у себя на канале в YouTube. Это маленькая история одинокого ученого, столкнувшегося с жесткостью собственного правительства. Техника похожая, но другая.

 

 

 

 

 

Оцените материал

Просмотров: 14497

Смотрите также

Читайте также

Кино / НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Все материалы ›
Все новости ›