Видео

ИСКУССТВО / ПОЛЕМИКА

Андрей Монастырский и Роберт Сторр: диалог на выставке

16/12/2010

Имена:  Андрей Монастырский · Роберт Сторр

Самый тонкий из американских кураторов пытался вызвать на разговор самого тонкого из русских художников



Скачать видео полностью:
Часть 1 (96 Mb)
Часть 2 (89 Mb)

Выставка Андрея Монастырского в Государственном Музее современного искусства Российской Академии художеств (Гоголевский бульвар, 10) открыта по 27 января.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:4

  • zuek· 2010-12-21 18:45:24
    Полная пустота

    Буддизм учит, медитируя, не следовать за концепциями своего ума, а просто пребывать в его созерцании. «Вначале вам будет казаться, что концепций у вас очень много. Это хороший знак, который говорит о том, что вы наконец-то начали осознавать, сколько в вашем уме концепций» Проповедая шуньята, буддисты не подозревали, что «пустота» станет термином современного искусства. У нас лет пятнадцать назад его популяризировал Виктор Пелевин, написав роман «Чапаев и Пустота». Согласно Википедии, роман включен в программу 11-го класса белорусской средней школы. Наверное, в белорусском министерстве образования считают, что у школьников развелось слишком много концепций, и что тем нужно помедитировать на пустоту. С этой же целью Иван Чуйков придумал «аппарат для наблюдения пустоты и бесконечности» из отражающихся друг в друге зеркал. Он буквально последовал совету Учителя Дао, повторенному Роланом Бартом: «Ум совершенного человека, — говорит учитель Дао, — подобен зеркалу. Он ничего не схватывает, но ничего и не отталкивает. Он принимает, но не удерживает»; зеркало ловит лишь другие зеркала, и это бесконечное отражение есть сама пустота - которая, как известно, есть сама форма. С некоторых пор и Андрей Монастырский стал видеть смысл своего искусства в «отсутствии», «пустоте», медитативной остановке сознания. Хотя относиться к этому нужно с долей иронии. Монастырский начинал в брежневское время, когда не иронизировать было невозможно. Группа «Коллективные действия» образовалась через год после XXV-го съезда КПСС, о котором даже моя подруга-пятиклассница, дочь офицера КГБ, говорила, что это «сплошное ура-ура-ура». Монастырский с приятелями выезжали по выходным за город и устраивали там «хеппенинги», «акции» или, говоря профанным языком, «приколы». Например: зрители собираются на краю заснеженного поля, из лесу выходит человек и ложится в яму; время идет, ничего не происходит; зрители не знают, лежит ли он там или ушел. Или: в снег закапывают электрический звонок; зрители расходятся, но звонок продолжает звонит. На выставке Монастырского на Гоголевском бульваре, 10, на верхней площадке лестницы гостей встречает инсталляция «Гёте» - выкрашенная белилами доска, к которой прикреплен дверной звонок с инструкцией на немецком «нажмите на кнопку». Я нажала – и звонка, конечно, не услышала. По расчетам художника, моё сознание должно было забуксовать и обнаружить, что у меня есть определенная концепция звонка, и что до созерцания пустоты мне еще далеко. Но я была настороже и шока не испытала. В этот момент мой взгляд упал за окно, выходившее во двор музея. Там под проливным дождем сиял гигантский кристалл из стекла и металла, похожий на пирамиду Лувра, но увенчанный куполом с крестом. Эта была часовня, возведенная Церетели, а перед ней – бронзовая статуя священнослужителя его же работы. Тут моё сознание остановилось, и меня неудержимо потянуло на пустоту. Если надо выбирать между пустотой концептуального искусства и полнотой творений Церетели, я знаю, что предпочесть. Но все-таки, хочется чего-то третьего.
  • zAdorno· 2010-12-22 17:33:39
    для zuek
    "Но все-таки, хочется чего-то третьего".
    Как Вы думаете, чтобы этим «третьем» могло бы стать?
  • zuek· 2010-12-22 23:53:54
    Спасибо за зАдорный вопрос! Вот как на него ответил бы Гадамер: "один из аспектов общения с искусством заключается в том, что произведение искусства учит нас погружению в особого рода покой. Это покой, не подверженный скуке. Чем больше мы общаемся с произведением искусства, тем многообразнее и богаче оказывается оно. Сущность восприятия времени в искусстве заключается в том, что мы учимся пребывать в покое. Возможно, это доступное нам конечное соответствие тому, что именуется вечностью". А концептуальное искусство (извините!) похоже на ребус без решения и потому вызывает только беспокойство. Про Церетели я вообще не говорю...

    Ганс-Георг Гадамер. Актуальность прекрасного [1974].
Читать все комментарии ›

Оцените материал

Просмотров: 10353

Смотрите также

Читайте также

полемика

Все новости ›