Оцените материал

Просмотров: 4903

Открыть закрытое, закрыть открытое

Владимир Санин · 09/09/2009
Журналисты и блогеры в зонах бедствия, матрешки в сети, ФСБ в «Скайпе», а «Гугл» – опять в суде

Имена:  Михаил Афанасьев · Рустем Адагамов · Юрий Лужков

Уголовное дело против Михаила Афанасьева, главного редактора интернет-журнала «Новый фокус», как все уже знают, прекращено. Непосредственно перед прекращением дела работники абаканской и республиканской прокуратур — Анатолий Тодинов и Николай Макеев соответственно — выдвинули против Афанасьева обвинения в колдовстве. Точнее, его обвинили в том, что он использовал «скрытые вставки, воздействующие на подсознание людей и (или) оказывающие вредное влияние на их здоровье». Маховик, который только-только начал раскручиваться, был, таким образом, неожиданно остановлен — видимо, с самого верха. Это чрезвычайно отрадное известие. К сожалению, радость тут только в том, что кто-то из начальства все-таки, видимо, пытается соблюдать приличия. Было бы совсем хорошо, если бы возбуждение дела признали незаконным. Но отечественная правоохранительная система вообще не понимает слов «признавать свои ошибки». Оправдательных приговоров в судах общей юрисдикции у нас выносится менее 1%, и доля эта продолжает сокращаться. Возможно, впрочем, что это еще не конец: на Афанасьева было совершено нападение. Наиболее важный комментарий ко всей истории написал, по нашему мнению, Дмитрий Бутрин для сайта Inliberty.Ru.

Между тем катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС имела важные последствия для российской сетевой (и не только) журналистики. Компания «Русгидро», продемонстрировавшая в ходе всей истории не лучшие навыки работы с общественным мнением, помимо всего прочего зачем-то выслала с территории ГЭС корреспондента «Интерфакса» — «за нежелание согласовывать тексты с пресс-службой» (это уже после истории с телефонной конференцией для инвесторов, прерванной в тот момент, когда выяснилось, что ее слушают журналисты). Беда, однако, в том, что пресс-служба компании — видимо, в рамках борьбы с Афанасьевым — пригласила на ГЭС Рустема Адагамова (пользователь LJ drugoi). Этого «Интерфакс» уже стерпеть не мог и разразился статьей «Drugoi подход к реальности», направленной и против «Русгидро», и против продажных блогеров. Ситуация для России беспрецедентная и какая-то целиком неправильная. Все неправы: и «Русгидро», высылающая корреспондента крупнейшего информагентства в стране; и Адагамов, критикующий корреспондента «Интерфакса» (правда, довольно мягко); и «Интерфакс», зачем-то с ним воюющий (и справедливо получающий в результате заголовки типа «Кисо обиделось»). Понятно, что опыта взаимодействия, так сказать, гражданской журналистики с конвенциональной в стране нет, но слоны могли бы быть поосторожнее, посудная лавка все-таки. Директор по развитию «Ленты.Ру» Вячеслав Варванин, впрочем, вообще считает, что никакой такой гражданской журналистики не существует. Был, помнится, такой анекдот: «Как это? Гражданская журналистика есть, а слова нету?»

Еще об информации и свободе доступа к таковой. Сколько веревочка ни вилась, все равно в итоге начиная с сегодняшнего дня за заседаниями Госдумы можно следить онлайн на сайте Думы. Особых открытий трансляции нам, боюсь, не сулят, но парламентским специалистам по пиару можно засчитать несколько дополнительных баллов к рейтингу. Модернизацией коммуникаций озаботилась к осени и президентская пресс-служба. Она поменяла дизайн сайта Kremlin.Ru (они знают, что такое RSS), завела президенту канал на YouTube (они знают, что такое YouTube) — ну и, по примеру «Русгидро», пригласила в подведомственную зону бедствия известного блогера (угадайте кого). RuTube должен был, по идее, в знак траура перевести мониторы в режим черно-белого изображения, а уж какое смятение царит в душах руководителей «Интерфакса», нам и представить страшно. Странно и несвоевременно смотрятся в эпоху такой невиданной информационной открытости действия Тюменской прокуратуры, которая требует отключить порученную её, прокуратуры, попечению область от сайта НБП. Не уточняя, впрочем, как отключить и от какого именно сайта.



Впрочем, самый заметный вклад в дело обеспечения доступа к информации внесла на этой неделе газета «Ведомости», которую мы, кстати говоря, поздравляем с юбилеем. К своему десятилетию «Ведомости» обновили дизайн сайта, пользоваться которым стало удобнее и проще — и даже поиск, кажется, заработал по-человечески. Интересная метаморфоза происходит и с «Яндексом» (который, как известно, не СМИ, не СМИ, нет, нет): камеры, предназначенные для наблюдения за пробками, производят теперь и более интересный контент. В сущности, осталось только увеличить количество камер и посадить сотрудников мониторить выход на предмет интересностей. Это несколько принудительная, конечно, информационная открытость — но посмотрим, в каком направлении будут развиваться события. Впрочем, и мэр Москвы Ю.М. Лужков, вы удивитесь, за информационную открытость. Особенно по части матрешек. На презентации своей книги «Искусство, которое нельзя потерять», градоначальник посетовал на засилье китайских игрушек и «этих Барби», а бороться с девятым валом чуждых игрушечных ценностей предложил путем создания каталогов сувенирной продукции для интернет-магазинов.

Некоторую, опять же, слегка принудительную открытость информационных потоков берется обеспечить нам Федеральная служба безопасности. Как сообщает анонимный источник в Ассоциации документальной электросвязи, ФСБ уже умеет прослушивать разговоры, ведущиеся при помощи зарубежных VoIP-систем. Возможно, именно с этим связаны примирительные заявления министра Щеголева, который объясняет, что запретить Skype не запретят, а просто хотят немножко порегулировать. Каким именно образом ФСБ собирается прослушивать Skype, разговоры в котором шифруются с применением сильного крипто, — непонятно. Посмотрим на проект нормативно-правовых актов по реализации системы оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ) в IP-сетях — может, там будут какие-то подробности. Кстати, тут и Генпрокуратура вдруг признала перлюстрацию не то чтобы незаконной, но и не совсем законной.

YouTube ведет переговоры с голливудскими мейджорами (Lions Gate Entertainment Corp., Sony Corp., Metro-Goldwyn-Mayer Inc. и Time Warner Inc.'s Warner Bros) на предмет демонстрации новинок. Нам их все равно не покажут, но отчего бы не порадоваться за западных пользователей. Не всё, однако, коту масленица: одни открывают, другие закрывают. Amazon подал иск против Google Book Search на предмет монополизма. Все это вполне удивительно, потому что кто же Amazon мешает-то? Создали себе Open Book Alliance — и работайте на здоровье, вроде бы. Нет. Договор Google с писательской гильдией препятствует-де свободной конкуренции: Google этой самой гильдии заплатил 125 миллионов долларов и основал некоммерческую организацию Book Rights Registry для выплаты авторам отчислений, чтобы беспрепятственно оцифровывать книжки и дальше. Amazon объясняет, что договоренность Google с авторами «создает условия монополии». Google отвечает асимметрично: по новому соглашению с британской компанией Interead, более миллиона бесплатных книг из каталога Google Books появятся в книжном магазине Coolerbooks.com. Все это, конечно, подрывает бизнес Amazon по продаже электронных книг, так что обвинения Google в монополизме звучат из уст товарищей довольно комично — надо еще выяснить, кто тут монополист. Оруэлла верните, сдались нам ваши 30 долларов.

Правительство Германии, не удовлетворившись тем, что ему удалось натравить на Google Books Еврокомиссию, подало в суд. И это несмотря на то, что на первых слушаниях в Еврокомиссии Google согласился убрать все книги европейских авторов, оставив только редкие экземпляры. Германское правительство, видимо, даже и эти редкие экземпляры собирается запереть в спецхран: а то никакого орднунга, действительно. Удивляет, что существенно более левая Европа ведет себя едва ли не хуже, чем США: казалось бы, европейским социал-демократам простор для борьбы за увеличение объема collective good — ан нет. Тут, право, и Американская Гильдия Авторов выглядит образцом альтруизма. В Японии, впрочем, вообще собираются на программном уровне запретить скачивать музыкальные файлы на мобильные телефоны — с целью недопущения публичного воспроизведения при звонках, очевидно.

Короткой строкой:

• Открылся первый халяльный поисковик для мусульман. С цензурой, естественно. Интересно, слово spam он пропускает? А то оно какое-то подозрительное. Для российского интернета между тем локализовали всемирную исламскую социальную сеть World Muslim.

• Генпрокуратура РФ вынесла предупреждения пяти московским школам за то, что с их компьютеров можно попасть на экстремистские сайты. Предлагается, кроме того, назначить в каждой школе специального полезного человека, в обязанности которого входила бы «проверка интернет-сайтов, а также проведение постоянного мониторинга за использованием несовершеннолетними персональных компьютеров, подключенных к локальной сети». Вообще, уместно было бы к каждому пользователю приставить такого гражданина. И проблема занятости, кстати, была бы мгновенно решена.

• ФАС простила Microsoft прекращение поставок XP (видимо, в связи с выходом Windows 7); «ВКонтакте» озвучивает планы по завоеванию всей обитаемой вселенной (непонятно, правда, куда они денут FaceBook); а Tvigle Media собирается обеспечить всех интернет-мылом. Дело за интернет-веревками.

 

 

 

 

 

Все новости ›