«Подвешенного кофе» обсуждено наверняка много больше, чем выпито.

Оцените материал

Просмотров: 8711

Блогосфера и власть – накопление противоречий

Андрей Мирошниченко · 21/11/2011
Когда интернет-охват приблизится к размерам электоральной базы, государство начнет конкурировать с блогосферой за одних и тех же людей

©  Глеб Солнцев

Блогосфера и власть – накопление противоречий
Нашумевшая история с «подвешенным кофе» снова дала повод поговорить о способности блогосферы влиять на жизнь.

Когда после эпидемии интереса к «подвешенному кофе» некоторые московские кафе ввели у себя такую опцию, Наталья Лосева  увидела в этом даже признаки гражданского общества. Что действительно так: добрая воля из обсуждений перешла в действия.

Как определить волшебный рецепт превращения виртуальной реальности в социальную? От ответа на этот вопрос зависит и состояние гражданского общества, и безопасность правителей. Так что интерес к теме есть и с этой, и с той стороны «доброй воли».

Перебирая многочисленные случаи, можно выделить три типа воздействия блогосферы на социальную действительность.


«В собственном соку»

Блогосфера — среда свободных реакций. В условиях, когда иная социальная активность зарегулирована, от блогосферы многие ждут освежающего влияния. Но в большинстве случаев интернет ограничивается своими собственными реакциями. Самый ленивый тип воздействия блогосферы на реальность можно охарактеризовать так: возбудились и пошумели.

Вот, например, Анна Чапман написала в «Комсомолке» колонку про Пушкина, а блогеры заподозрили в тексте заимствования. После того, как тему подхватил крупнокалиберный блогер Олег Кашин, история стала резонансной. Но изменилось ли после этого что-нибудь в социальной действительности? Изменился ли хотя бы образ Анны Чапман у тех, кто неравнодушен к ее творчеству?

Примеров, когда блогосфера пошумит-пошумит — и все, немало. Влияние таких историй лишь в том, что у большого количества людей появляется какая-то новая информация по общей для всех теме. Может быть, конечно, информация потом выстрелит и в реальности, поэтому совсем отказывать в наличии воздействия нельзя… Но никакого иного влияния на жизнь такие случаи пока не оказывают. Часто и не должны — в тип «в собственном соку» попадают темы, подходящие только для того, чтобы посудачить.


«Бумеранг»

Воздействия второго типа приводят вроде бы к реальным событиями, но главная цель этих событий — последующий резонанс в самой блогосфере. Тема вылетает из виртуальной реальности в социальную лишь затем, чтобы бумерангом вернуться обратно и собрать урожай отклика. Таковы, например, почти все флэшмобы или вечеринки, задуманные в сети и проведенные в «реале», но для последующего обсуждения в виртуальном пространстве.

К этому типу воздействий я отнес бы и историю с «подвешенным кофе». Мне кажется, реакция кофеен нацелена не на нуждающихся, а на последующую реакцию блогосферы.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

Все новости ›