Оцените материал

Просмотров: 7148

Новогодние подарки

Федор Сваровский · 24/12/2008
Краткая классификация наиболее интересных корпоративных подарков

©  Fotobank

Новогодние подарки
Чем ближе к Новому году, тем актуальнее для журналиста становится тема подарков. Особенно изобилует подарками жизнь бизнес-журналиста. Чем больше контактов у журналиста, тем больше компаний, выделяющих часть бюджета на приятные мелочи для того, кто о них пишет.

Поскольку я очень люблю все классифицировать, попробую представить краткую классификацию наиболее интересных корпоративных подарков. Тем более что в этом Новом году, скорее всего, количество подарков сильно уменьшится. Может быть, кому-то приятно будет вспомнить былое изобилие.

Представители животного мира

Подарки, которые компании дарят журналистам, иногда бывают крайне экзотическими. Пожалуй, самая большая экзотика — представители животного мира.

Однажды, когда я работал в газете «Ведомости», мой рабочий день начался с довольно необычной встречи. Захожу в наш кабинет, а на пороге черепаха. Причем это была не традиционная домашняя сухопутная черепаха и не красноухая мексиканская. Нет. Это была здоровенная зеленая болотная черепаха, которая живет в воде и охотится на лягушек и даже на мелких грызунов. Неожиданно было встретить такую штуку в Москве, в офисе.

Черепаха не обратила на меня внимания, перелезла через порог и пошла шастать по коридору. «Я только что из Астрахани, — стала рассказывать коллега, увидевшая мое удивленное лицо. — Там есть фирма, которая занимается заготовкой лягушек и черепах для ресторанов. Пробыла там два дня, общалась с владельцами. Прилетела утром и из аэропорта пришла сразу в редакцию. Открыла сумку, а оттуда черепаха вылезла. Потом мне позвонили и сказали, что это розыгрыш-подарок. Подсунули зверя и хотели узнать, как я среагирую».

Черепаха целый день ходила по коридорам и комнатам. Хозяйка неожиданного подарка взять ее домой отказалась. И все остальные сотрудники тоже. Одна журналистка так и сказала: «Симпатичная, но большая. Будет много гадить». В результате мне пришлось эту черепаху забрать домой. Оказалось, что это была болотная черепаха, которой надо было жить в аквариуме. Она прожила у меня до весны, и тогда я отдал ее в зоопарк, потому что в аквариуме такие черепахи долго не живут.

Позже еще одной журналистке какая-то, кажется, рекламная фирма подарила огромных африканских тараканов. Судьба тараканов мне неизвестна.

Бессмысленная роскошь

По-моему, самый дурацкий тип корпоративного подарка журналисту — всякие дорогостоящие предметы, не предполагающие какого-либо использования.

Один раз со мной произошел такой случай. Во время одной из организованных газетой «Ведомости» конференций по недвижимости на трибуну вышел председатель cовета директоров MIRAX GROUP Сергей Полонский и сказал следующее:

«Мы знаем, что со стороны организаторов тут всем заправляет Федор Сваровский. (Это было неправдой, т.к. у конференции был менеджер проекта, у отдела конференций был руководитель, а я только выпускал журнал по итогам конференции.) И мы хотим подарить Сваровскому сувенир от Swarovski». Чтобы избежать неловкой ситуации, мне пришлось подняться на сцену и принять подарок. Это было выложенное из стразов панно, изображающее один из наиболее пышных проектов MIRAX GROUP — башню «Федерация».

Подарок оказался откровенно нелепым. Скорее всего, целью Полонского был PR-эффект от церемонии вручения подарка. Сложно предположить, что я мог бы повесить панно из стразов на стенку и наслаждаться блеском камней. Кроме того, внутренние правила газеты запрещали принимать подарки, цена которых превышает сто долларов. А эта штука была явно дороже. Размер был где-то 80 х 50 см. Я принес подарок в редакцию. Для смеха показал коллегам, а на следующий день запаковал его в почтовую коробку, вложил письмо с извинениями и отправил курьером Полонскому обратно.

Бойтесь данайцев

Кстати, про ограничения стоимости подарка. В некоторых редакциях российских газет и журналов, и особенно заграничных, правило не принимать подарки стоимостью выше какой-то установленной суммы — вещь довольно серьезная. Нарушение этого правила может привести к увольнению. Считается, что, принимая дорогие сувениры, журналист попадает в зависимость к дарителю, портится имидж издания и тому подобное.

Однако, несмотря на правила, компании продолжают дарить дорогостоящие подарки. Конечно, возвращать подарок крупной корпорации не всегда удобно. Вещи часто просто передаривают тем, на кого правила не распространяются. Одно время была мода дарить дорогие диктофоны. Счастливыми обладателями нескольких диктофонов стали практиканты.

Иногда отказываться от подарка очень тяжело. И тяжелее всего человеку гуманитарному отказываться от спиртного.

Накануне Нового года крупные компании часто присылают журналистам роскошные бутылки — коньяк XO, односолодовый виски, очень дорогое вино, шампанское.

«Ужасно обидно было отказываться от такого бухла накануне праздника, — рассказывает редактор ежедневного издания. — Одна такая бутылка могла стоить пару сотен долларов. Приходилось отсылать обратно. Но потом мы придумали, что делать. Мы договорились с пиарщиками компаний, чтобы они присылали одну бутылку на весь отдел. А так как компаний, с которыми мы общаемся, довольно много, получалась неплохая батарея выпивки, которую мы совместно использовали перед Новым годом».

Кстати, самыми счастливыми в смысле новогодних даров были сотрудники отделов, занимающихся финансовыми рынками и банками. Банки и инвестиционные компании никогда не скупились и дарили в основном хороший алкоголь. Теперь эти дарители серьезно обеднели. Редактор финансового отдела одного из печатных изданий признался, что в этом году они уже подарков не ждут.

Лично мне в свое время тоже приходилось накануне новогодних праздников получать немало бутылок. Но, к счастью, стоимость их обычно не превышала дозволенной цифры. Часть алкоголя мы распивали с коллегами, а часть я честно уносил домой.

Но однажды мне прислали бутылок 8—10, а может, и больше. Я просто не мог физически все это унести. Хорошее французское вино, коньяк, портвейн. Уходя домой 31-го, большую часть бутылок я оставил на работе в запертом шкафу. Каково же было мое удивление, когда после зимних каникул я эти бутылки не обнаружил. Кто-то ушлый подобрал ключ к шкафу и вынес все мои запасы. Причем это был настоящий ценитель, а не случайный забулдыга, потому как в шкафу оставались также и многочисленные бутылки советского шампанского, чилийского вина и водки. Однако вор забрал только самое дорогое и вкусное.

Бесполезные радости

Большое количество компаний, особенно из среднего бизнеса, любят дарить всякие мелочи. Подарочный бюджет у них небольшой. Помимо традиционных ежедневников, календарей, ручек и флеш-карт, они часто дарят всякие бесполезные и дешевые штуки, способные принести радость лишь учащимся младших классов. Одна компания, помню, подарила журналистам мини-радио с фонариком. Радио было совсем китайским. Фонарик сразу не работал.

Нужно сказать, что бессмысленных и дешевых подарков — большинство. В любых газетах и журналах журналисты раздаривают такие подарки тоннами всем желающим.

Только два раза в жизни я получил недорогие корпоративные подарки, которыми пользуюсь по сей день. Оба подарка — фонарики фирмы MagLite. Поскольку я люблю путешествовать и периодически в путешествиях передвигаюсь ночью пешком, а также посещаю места темные и глухие, фонарик для меня вещь непраздная.

Однако справедливости ради нужно заметить, что существует разряд внешне вполне бесполезных подарков, который всем нравится. Это всякие тематические наборы. Скажем, в прошлом году одна компания рассылала журналистам набор для изготовления снеговика — ведро, угли, морковка, шарф.

Несколько лет назад было популярно дарить мётлы и лопаты для снега, сани, валенки и шапки. Мне как-то подарили буденовку. И хотя в нашей повседневной жизни использовать эти предметы по назначению практически не приходится, почему-то такие подарки вызывают у большинства людей искреннюю радость.

Шокирующие

Лидер по части шокирующих и необычных подарков — компания «Евросеть» и ее бывший председатель совета директоров Евгений Чичваркин. В позапрошлом году, будучи, видимо, обижен какими-то журналистами, Чичваркин разослал редакторам фаллоимитаторы. Реакция не заставила себя ждать. Некоторые журналисты женского пола, насколько мне известно, не на шутку обиделись и написали в ответ грозные письма.

В прошлом году «Евросеть» поступила более сдержанно и подарила журналистам толстые пачки «фальшивых» денег. Вообще, подарки этой сети всегда обращают на себя внимание.

Кстати, компании, работающие на рынке связи, как-то особенно креативны в плане подарков. Только в отделе телекоммуникаций газеты «Ведомости» мне приходилось видеть такое количество неожиданных для окружающей обстановки предметов: арбалет, спящий электрический щенок, какие-то мудреные приборы.

Но порой усердствуют и компании иного профиля. Один раз финансовая компания подарила журналистам пневматический автомат Калашникова.

Хозяйственные

Компании, производящие напитки и пищевые продукты, сельскохозяйственные компании, как крепко стоящие на земле практики, стараются дарить вещи, полезные в хозяйстве и, как правило, собственного производства. Очень часто курьеры привозят ящики и бочки с пивом, коробки с конфетами и другими сладостями, большие упаковки морса и сока и тому подобное.

А однажды моя сотрудница посещала комбинат «Петелино» (там производят яйца и куриное мясо) и привезла оттуда самый хозяйственный и практический подарок, который мне когда-либо приходилось видеть. В огромном полиэтиленовом пакете были аккуратно сложены куриные грудки, куриные ножки, печенки, сердца и желудки и другие потроха. Мешок этот весил несколько килограммов. Можно было продержаться недели две.

Без подарков

Года два назад ИД Independent Media решился на необычную инициативу. Компания объявила, что подарков она никому больше дарить не станет, а весь подарочный бюджет будет перечислен благотворительным организациям.

Многие другие компании на следующий год поддержали эту инициативу. И теперь вместо бутылок, фонариков или конфет журналисты получают лишь поздравительные открытки. Безусловно, гораздо приятнее знать, что каким-то больным сиротам купили лекарства, нежели рассматривать очередное бесполезное китайское радио с фонариком.

Однако некоторые коллеги подозревают, что присылать подарки перестали не только те, кто перечисляет подарочные фонды на благотворительные цели, но и те, кто далек от идей благотворительности. Просто экономят. Проверить невозможно.

С другой стороны, недареному коню в зубы уж точно не смотрят.

Кризисные дары

В преддверии этого Нового года подарочные ожидания самые пессимистические. Кризис и подарки, увы, вещи малосовместимые.

Хотя, по-моему, кризис дает прекрасную тему для подарочного экспериментирования.

Крупные банки вполне могли бы подарить журналистам сетку картошки и селедку для праздничного стола.

А девелоперы и строители, например, могли бы разослать всем базовый набор для выживания — соль и спички.

Можно также дарить мыло, стиральные порошки, лампочки, тушенку и рыбные консервы, питьевую воду, чай «Брук Бонд», папиросы, растительное масло, крупу, муку и многое другое.

Если верить экономическим прогнозам, после Нового года это все нам очень даже пригодится.

Автор — главный редактор бизнес-проектов издательства «Книжное обозрение»


Другие колонки Федора Сваровского:
Сбой в системе, 3.12.2008
Ничего нового, 20.11.2008
Высокий градус, 5.11.2008

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • RomanD· 2008-12-24 17:40:33
    Важная поправка! Даритель фаллоимитаторов на 23 февраля тоже дарил пневматические АК
  • Anka· 2008-12-25 21:19:04
    Очень познавательно))

Все новости ›