Если ценности не поддерживаются ни на одном уровне, то невозможно себе помыслить никакой совет мудрецов, который бы их поддерживал сверху.

Оцените материал

Просмотров: 6942

От СМИ одни несчастья

Александр Морозов · 09/12/2010
Не очень понятно, насколько наши «объединенные заводы Круппа» готовы отстаивать ценности слабой и неукорененной «веймарской демократии»
Правительство решило сбросить СМИ с бюджета, избавиться от плохих активов. Дворкович перед оглашением послания об этом говорил исключительно в экономическом ключе (о выгодах для государства), а Медведев, оглашая послание, энергичными модуляциями голоса дал понять, что это имеет и политический смысл: мол, обросли губернские администрации разными бизнесами, в том числе и медиа. И пора с этой непрофильностью кончать.

Комментарии на решение Медведева критические. Например, Л. Бершидский говорит: какая разница – если сохранится система госгрантов? А. Константинов спрашивает: кто же купит-то, рынка-то никакого нет? Оппозиция – не только несистемная, но и «системная», например М. Емельянов, замечает, что ее присутствие в СМИ вообще окажется невозможным. Часть губернаторов рапортует о готовности. Другая часть с изумлением вопрошает: а что будет с районной прессой, которая на рекламе выжить не может? Что с ней станет? Она будет рассказывать населению деревень и поселков о возвышенном имидже нового владельца всех этих газеток? Это получится такое окончательное, тотальное газпроммедиа. Все региональные СМИ в собственности «объединенных заводов Круппа».

Логика правительства понятна: расширить приватизационный лонг-лист, пополнить бюджет. А дальше уже ничего не понятно: каковы реальные сценарии? Региональные медиабароны, т.е. замечательные парни, которые сумели в тяжелых условиях создать маленькие медиахолдинги с несколькими газетами, журналами и собственными точками реализации, не смогут купить эти активы – это им не по силам. Покупателями могут быть экономические гранды территорий. Скажем, «Северсталь» может купить все газетки Вологодской области, а «Лукойл», например, пермские. Приведет ли это к модернизации региональных медиа? Ну да. Возникнут холдинги, единая рекламная служба, стратегический менеджмент и т.д. Что препятствует полной коммерциализации контента, т.е. превращению всей прессы в рекламные таблоиды? Да в общем ничего. Ну, можно уповать на то, что главы российских мегабизнесов – люди просвещенные, сторонники свободы слова и развития демократии – понимают ценность творческой свободы редакций и т.д. Этому упованию, правда, препятствует то, что мы очень редко слышим какие-либо публичные подтверждения верности идеалам со стороны наших капитанов большого бизнеса. Не очень-то понятно, насколько наши «объединенные заводы Круппа» готовы отстаивать ценности слабой и неукорененной «веймарской демократии». Тут парадокс: СМИ, которые должны в их небесном замысле играть роль предохранителя от политического и коммерческого монополизма, сами нуждаются в заботе об их роковой монополизации. Как эта забота может быть осуществлена, кем? Какими институциями? Капкан заключен в том, что если ценности не поддерживаются ни на одном уровне, то невозможно себе помыслить никакой совет мудрецов, который бы их поддерживал сверху. Над Счетной палатой надо поставить еще одну счетную палату, а над ней – еще одну. Все это уходит в бесконечность, а коррупция (в том числе и коррупция мозга) продолжает нарастать.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • dinka· 2010-12-09 22:09:55
    Александр, тут пока один рецепт: ограничение медиамонополизации "объединенными заводами Круппа" в рамках, как это называется в Европе, "бассейнов" (регионов с примерно равным населением). Там нельзя владеть, скажем, более чем 50% газет при любых условиях, а если владеешь более чем 30% газет - телеканалами вообще.
    Если никто не хочет вступать в право собственности на остальные 50% (те же региональные газетки), тут уже вступает государство. Во Франции и Италии больше 30% местной прессы напрямую дотируются государством.
    Еще одна важная вещь: владельцам прессы (и малым, и крупным), если они реальные бизнесмены, важно, чтобы газета покупалась. Им невыгодно терять доверие аудитории. Кое-кто в той же Германии реально предпочитает не вмешиваться в редакционную политику, потому что редакция лучше знает, что делать, чтобы на местной аудитории деньги зарабатывать. Чаще всего, правда, это касается медиавладельцев, пришедших из-за рубежа.
    Таким образом, Европа давно пришла к выводу, что ограниченный коммерческий монополизм лучше, чем государственный. В некоторых случаях он играет за, а не против плюрализма (см., напр., Зеленую книгу о медиаконцентрации в ЕС от 1992 года). Пока лучшего рецепта нет :))
    Вот.
    С.Б.
Все новости ›