Оцените материал

Просмотров: 3015

Стабильное ТВ

Анна Голубева · 14/05/2008
У нас не великая эпоха, большая история уступила арену малой, а то и микроскопической

©  Варвара Акатьева

Стабильное ТВ
Общественно-политические и документальные программы

Стабильность — и на ТВ стабильность. Какие там новые веяния в области телеаналитики и публицистики, да и к чему лишние словопрения в сезон двойных выборов. Дискуссионные резервы федеральных каналов ушли на отработку дебатов (или того, что их изображало), причем публику справедливо решили этой бодягой не беспокоить, сетку сильно не перекраивали — дебаты ставили подальше от прайм-тайма, на утро или день. Прочие каналы в политике не замечены — только РЕН-ТВ отважился в этом телесезоне на премьеру общественно-политического ток-шоу «Три угла» с Павлом Астаховым. Выходит оно, естественно, ночью в понедельник — там резервация для всего, что неинтересно широкому зрителю («Школы злословия» НТВ, «Теории невероятности «Первого»« и проч.). Ток-шоу построено по стандартной схеме противостояния двух политических сторон: пафос — в поиске «третьего угла», компромисса. То, что это происходит под надзором опытного юриста, придает общественно-политической дискуссии оттенок легкого правонарушения.

ТВЦ запустило «Только ночью» — дискуссионный проект «для городской молодежи от 18 до 30»: смелый шаг, в последнее время с молодежью дискутирует разве что «Культура», которой в плане рейтингов терять нечего. Схема та же — столкновение носителей двух точек зрения на проблему. Не обязательно узко-пубертатную — бывает, обсуждают возможность бойкота Олимпиады в Пекине или даже позицию России по Косово. На сладкое тут концерт, призванный показать, как трогательно поясняет сайт ТВЦ, «что победила все-таки дружба». Гибрид диспута с дискотекой, который снимается в московском молодежном клубе — пример рачительности и обоюдного промоушена: программе — крыша над головой и готовые участники (посетители клуба), заведению — пиар в федеральном эфире.

Общественная проблематика на ТВ продолжает сокращаться в пользу частной — у нас не великая эпоха, большая история уступила арену малой, а то и микроскопической. Какой тележанр/телеформат ни возьми — репортаж-расследование, ток-шоу, публицистическую программу, — всюду предметом будет частная коллизия в ее типовом варианте. Иногда и в маргинальном — на последнем специализируется НТВ. В этом сезоне фирменный НТВшный жанр хардкор-репортажа из горячей точки (обычно она находится ниже пояса) подхватили каналы, пытавшиеся раньше удержаться от соблазна.

Как водится, кто долго крепился — пускается в настоящие тяжкие. Стартовавший на РЕН-ТВ «С.С.С.Р.» не только формой, но и названием («слухи, скандалы, сенсации, расследования») повторяет одиозную «Программу-максимум» НТВ (чей слоган «Скандалы, интриги, расследования»). А передача «Первого» «В мире людей» с ведущим Николаем Дроздовым, как будто более мягкая в подаче, на деле когтит добычу побойчее конкурентов: здесь сразу начали с исповеди убитой горем матери маньяка и крупных планов слезинки ребенка, предварительно выжатой расспросами о его погибших родителях. Многие зрители искренне желают любимому ведущему вернуться, от греха подальше, в мир животных. Обе программы идут не ночью, а в субботний прайм-тайм.

В теледокументалистике все то же — частная жизнь звезд, советских вождей и египетских фараонов. На этом фоне редким примером небезразличия к общественно-политической проблематике стал фильм «Гибель империи. Уроки Византии» наместника Сретенского монастыря Тихона (Шевкунова). Премьера, конечно, нашумела — общественный резонанс вызвала как авторская позиция, так и позиция госканала: фильм был показан за предвыборный месяц трижды — иные зрители простодушно восприняли его как агитационный ролик правящей партии. Рассматривая фильм как телепродукт, обращаешь внимание не столько на пренебрежение фактами (обычное дело на ТВ), сколько на лапидарность образного ряда и топорность исполнения. Если факты — на совести автора, то фактура — дело телеспециалистов.

Можно попросту проиллюстрировать авторскую мысль натурными съемками и книжными миниатюрами. Но авторы фильма не ищут легких путей и берутся за оригинальную компьютерную графику, у которой тут важнейшая роль: реконструировать град Константина, оживить символы и аллегории. В итоге это производит исключительно комический эффект, потому как напоминает школьные упражнения начинающих 3D-аниматоров. А ведь «Гибель империи» по признанию автора делалась целый год при активном участии телеканала «Россия». Дело, надо думать, не в дефиците времени и средств, а в уровне профессионализма? Или и в самом деле агитпроп, замаскированный под искусство, всегда выдает себя безыскусностью?

Другую картину гибели империи предложило НТВ в документальном цикле «Лихие 90-е». Портрет эпохи выдержан в строгой черной гамме — в этом сезоне именно такие тона принято использовать для экскурсов в 90-е. Ведущая Анастасия Мельникова, чье коронное амплуа — питерский милиционер, была тут очень кстати, хотя работник прокуратуры оказался бы еще уместней. Немножко портит дело то, что пока не получается разобраться с лихим российским десятилетием так же четко и однозначно, как разбирается о.Тихон с византийским тысячелетием — слишком уж много живых свидетелей-очевидцев. Но это поправимо, а начало положено, актуальный соцзаказ ТВ исполнило.

Автор — руководитель Службы развития телеканала «Россия»
Все новости ›