Оцените материал

Просмотров: 89835

Мужское / женское

Анна Голубева · 19/02/2009
Страницы:


Мужские каналы

Суровым мужским путем пошел телеканал РЕН-ТВ, не раз замеченный в подражании НТВ — от повторения программных ходов (мужские сериалы, экстрим, трэшевые репортажи) до копирования отдельных программ (вспомнить хотя бы прошлогоднюю «С.С.С.Р» — клон «Программы-максимум» НТВ). Логотип канала, дважды за последние полтора года менявшийся, довели, наконец, до полной лапидарности — цветом он напоминает форму РНЕ, дизайном — дорожный знак. В остальном же оформление — особенно отбивки с тиграми и мускулами — опять же напоминает НТВ. Забавно, что РЕН-ТВ при этом обогнал старшего брата, став каналом преимущественно мужским и по составу аудитории, которая к тому же значительно моложе энтэвэшной.

По мужскому типу развивается и канал ДТВ, именующий себя «остросюжетным телевидением». Не исключено, что очередная (которая уже?) смена руководства может подкорректировать его имидж, но вряд ли сильно: обилие иностранных криминальных сериалов и детективов твердо вывело канал на мужскую половину поля. Мужским можно назвать и местный канал «Столица» — скорее универсальный, но с некоторым перевесом мужской аудитории, хотя она старше таковой на РЕН-ТВ и ДТВ.

В общем, в мужском позиционировании на нашем ТВ уже заметны оттенки — в одном случае имеются в виду реальные пацаны; в другом — господа помоложе, пообразованнее, бегло читающие по-английски; в третьем — ребята социально неравнодушные, чтоб не сказать фрондеры.

И все-таки есть у них нечто общее. Как вторичный половой признак для настоящего мужика — автомобиль, так для мужского телеканала — передача про автомобили. У ДТВ — «Карданный вал». РЕН-ТВ унаследовал от НТВ «Top Gear», а еще у него есть передача «Дело техники», где демонстрируют приборы помельче. У «Столицы» — программы «АВТОсити» и «проАВИА». У НТВ, понятно, автомобильных программ целых две — «Quattroruote» и «Главная дорога», и передача про самолеты («Авиаторы») в придачу.

Признак этот наблюдается у всех представителей сильного пола включая молодежь — у музыкального MTV есть программа «Тачка на прокачку», у музыкально-разговорного «O2 TV» — «АвтоГен».

Интересно, что молодежные каналы по гендерному признаку вообще разделяются очень явно — MTV смотрит больше мальчиков, тогда как «Муз-ТВ» — девочек. А уж анимационный «2х2» — самый молодежный, с преобладающей долей зрителей до двадцати четырех, — оказывается, самый радикально мужской канал по своей аудитории, мужественней даже, чем «Спорт».

Женские каналы

Таковыми никто себя по доброй воле не признает. Любой «Фэшн-ТВ» будет нас уверять, что рассчитан на широкие массы людей, интересующихся модой вне зависимости от пола — и верно, ведь помимо дам, дефиле смотрят и визажисты, и некоторые мужчины — например, модельеры. Даже «Домашний», у которого преобладание женской аудитории над мужской самое очевидное — 75 / 25 (%) — позиционируется как семейный канал.

Вообще мужским каналом быть почему-то престижнее. Хотя, если смотреть на цифры рейтингов, быть женским гораздо прибыльнее.

По цифрам же судя, придется отнести к преимущественно женским большинство каналов. Включая крупные, те, которые принято считать универсальными: «Первый», «Россию», ТВЦ, «Пятый канал».

Процентное соотношение мужской и женской аудитории здесь может меняться в течение дня или недели. Не говоря уже об общих закономерностях — скажем, утро является скорее территорией женской и детской, тогда как поздний вечер — больше мужской и молодежной. Но в общем и целом среди зрителей превалируют женщины явно послебальзаковского возраста.

Первый признак женственности — кинопоказ. Основа праймового вещания — мыльные оперы, откровенные, как «Кармелита» на «России», или замаскированные под кино, как «Широка река» на «Первом». Плюс малобюджетное мелодраматическое телекино, на котором специализируется «Россия».

На каналах-универсалах борьба за премиальную аудиторию тяжелее всего: риск и мужчин (непривычных) не прикормить, и женщин отпугнуть здесь самый высокий. От сценаристов требуют выдерживать особенно точные пропорции при смешивании детективной (мужской) интриги с сильным (женским) сантиментом. Коронный прием канала «Россия» — сделать центральной фигурой криминального сериала следователя-даму («Каменская», «Тайны следствия», «Откройте, милиция»).

Аудитория СТС и ТНТ гораздо свежее — до 38. Разница между ними минимальна: СТС смотрят чуть больше женщин — зрители ТНТ чуть моложе, но в целом и там преобладают зрительницы. А питает их также кино, с поправкой на возраст: ситкомы, ромкомы, сериалы.

Забавно, что на уровне тематики или жанра передач единого признака принадлежности к слабому полу не наблюдается. Можно говорить об общих тенденциях, делающих канал, к чему бы он ни стремился, женственным — и женским. Больше кинопоказа (фильмов и сериалов) и меньше передач (особенно репортажных). Верстка традиционного контента («все для всех + мультики детишкам») по традиционным канонам. Сдержанность, нейтральность, традиционность в подаче, монтаже, дизайне, звуковом оформлении (и только в случае с молодежными женскими каналами — яркие, открытые, леденцовые цвета и мажорная музыка).

Смена ориентации

Если менять ориентацию радикально, потребуются, что видно на примере НТВ, серьезные многолетние усилия и крупные затраты — без гарантии успеха.

Иное дело временная смена ролей, но приличному гендерно ориентированному каналу такое не пристало. На «Домашнем» вот нет ни одной программы для мужчин, в крайнем случае для совместного просмотра. Хотя мне как-то трудно представить себе российского мужчину, добровольно усевшегося рядом с любимой смотреть ток-шоу о семейных нестыковках «Скажи, что не так?». Разве во время медового месяца? — но тогда с ним тем более что-то не так.

Впрочем, кое-что допустимо в порядке отдыха, утром в выходные, например. У НТВ на этих отрезках сосредоточены все немужественные передачи — про здоровье, животных, отделку квартиры. Чтобы подруга пацана, поднеся ему воскресный завтрак, присев на ручку кресла и будучи снисходительно приобнята, могла чем-то развлечься. Здесь же и дамское кулинарное шоу с Ю. Высоцкой «Едим дома» (мужской «Кулинарный поединок» на НТВ ведает накачанный М. Пореченков). Наличие же субботней, откровенно блондинистой программы «Женский взгляд», рудимента прежнего НТВ, только оттеняет брутальность НТВ нынешнего.

А вот канал «Звезда» и в воскресенье увольнительной никому не дает: с 10.00 здесь подряд идут строевые программы: «Служу России!» — «Товарищ командир» — «Русский характер» — «Вход воспрещен» — «Курс личности». В целях, так сказать, скорейшего достижения намеченных рубежей («мужская аудитория 25—60»). Уроки, так сказать, мужества.

Автор — руководитель Службы развития телеканала «Россия»


Другие колонки Анны Голубевой:
Неясная цифра, 22.01.2009
Предметы роскоши, 7.01.2009
Неофициальная Скорбь, 11.12.2008
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • Avdeeva· 2009-02-19 19:59:56
    Мне не симпатичны как "мужские",так и гипертрофировано "женские" каналы.Конечно,"мужским" считаться действительно респектабельнее(стереотип),но на самом деле-такой ширпотреб,только "брутальный".Настоящий,качественный продукт не должен содержать слишком яркого гендерного уклона-но это как я полагаю...
Все новости ›