Оцените материал

Просмотров: 6743

Апдейт: телевидение после каникул – 2

Анна Голубева · 05/09/2011
Новые ток-шоу, мужчины у плиты, брачные игры, расширение репертуара и телеканал Вооруженных Сил РФ на iPad

©  Евгений Киселёв

Апдейт: телевидение после каникул – 2
Новые ток-шоу при всей вроде бы предсказуемости полны сюрпризов. После переезда на «Первый» передача Андрея Макарова, с лета выходящая по будням под именем «Свобода и справедливость», вдруг утратила былой задор и стала скромней по части проблематики и текстов ведущего. Может, еще не набрала обороты?

А «Исторический процесс» с Николаем Сванидзе и Сергеем Кургиняном («Россия-1») с ходу приобрел неожиданный для госканала накал — здесь горячатся, перекрикивают друг друга, обсуждают дело Магнитского, демонстрируют портрет Ходорковского и дают слово Ольге Романовой. Пассионарный Кургинян, атакуя оппонентов с невиданным даже для него пылом (в народе передачу быстро переименовали в «истерический процесс»), завораживает публику — за него всегда голосует подавляющее большинство, у вежливого Сванидзе здесь вторая скрипка.

Ведущий ток-шоу «Говорим и показываем» Леонид Закошанский берет на привычном поприще новую высоту — канал НТВ явно намерен потеснить в будничном предпрайме лидера всенародно любимого жанра «большая стирка» — передачу «Первого» «Пусть говорят». Судя по тому, что говорят и показывают публике гости Закошанского в это детское время, это реально.

Москва, долго не имевшая на ТВ адекватного отражения, наконец получила круглосуточный телеканал «Москва-24», на очереди — городской медиахолдинг, который уже предложено возглавить гендиректору нового канала Игорю Шестакову. И в федеральном эфире встрепенулись — на ТВЦ вышло ток-шоу «Человек в большом городе». Неплохая идея — сравнить Москву с другими мегаполисами и перенять их опыт, — как водится, сочтена достаточной для запуска цикловой передачи, придумывать ее уже не сильно утруждались. Бангкок и Валенсию здесь почему-то представляют россияне, как будто невозможно позвать в студию жителей этих городов. Видеосюжеты о жизни мегаполисов, из коих мы, по замыслу создателей передачи, должны почерпнуть новый опыт, напоминают школьные топики из серии «Ландон из зе кэпитал оф Грейт Британ». Сторонников и противников выдвигаемых идей по обустройству столицы назначают заранее, еще до того, как идеи прозвучат, но они все равно ничего не решают. Арбитром является ведущий Михаил Швыдкой, причем непонятно, намерен ли он как-то способствовать продвижению отобранных им предложений или все это просто ради поговорить.

Другая премьера ТВЦ, репортажная программа «Москва 24/7» (вероятно, авторы названия держали в голове имя нового канала?) удалась. Актуальные темы: городская наружная реклама, городские фобии и их соответствие реальности, новые и не самые очевидные возможности для обитателей столицы — все в практическом разрезе. Актуальная форма: много инфографики, анимация, плавающая камера. Телеязык, вполне обычный для платформ, с которыми обычно работает сделавшая передачу «Апостол Медиа Групп» (одна из совладельцев — Тина Канделаки), на фоне старомодного по картинке ТВЦ выглядит просто авангардом. До физиологического очерка далеко, да и хронометраж (26 минут) ничего такого не позволяет, но сюжеты содержательны и небанальны. Канал обещает сделать «Москву 24/7» ежедневной — по-моему, не помешал бы и еженедельный выпуск, способный углубить и расширить некоторые темы.

Брачные игры по-прежнему в фаворе — демографическая проблема у нас пока не решена. В этом сезоне ТВ делает упор на активное, в согласии с местной традицией, участие в оных родителей брачующихся. Михаил Шац на СТС готовит премьеру реалити- шоу «Знакомство с родителями», название говорит само за себя. Передача с точно таким же именем, выходившая прошлой осенью на «Первом», быстро канула в Лету, но в новом сезоне канал намерен адаптировать другой формат — «Женить сына». Там главная роль у потенциальной свекрови — так же, как и в новом реалити канала ДТВ «Мама в законе». Даже «Детектор лжи» на «Первом» приспособили под семейные нужды — теперь процедуру под контролем Андрея Малахова проходят пары, желающие пожениться (есть, впрочем, опасения, что решению демографической проблемы это скорее помешает).

Мужчина у плиты — уже правило. Желательно, чтобы брутальный и прямо с утра. Еще летом спокойного ведущего «Кулинарного поединка» НТВ Дениса Рожкова сменил энергичный Оскар Кучера. На днях на канале стартует передача «Готовим с Алексеем Зиминым». Свежую утреннюю кулинарную рубрику РЕН-ТВ ведет сам Никита Джигурда, мало того — канал планирует адаптацию мировой франшизы «Адская кухня», где главным будет тот же демонический повар Арам Мнацаканов, что ведет украинский вариант («Пекельна кухня», канал «1+1»). Еще радикальнее выступила «Семерка»: тут готовить начинают аж в семь утра, и не по выходным, как другие, а по будням, и не что-нибудь, а сразу десерт, и не кто-нибудь, а «Сладкий мастер» - владелец балтиморской пекарни, рок-музыкант, эксцентричный ведущий знаменитого реалити со взрывающимися тортами «Ace of Cakes» (канал Food Network) Дафф Голдман.

В своем репертуаре выступает большинство федеральных каналов, но и тут есть нововведения.

«Первый» затеял очередной песенный конкурс со звездами — теперь они пробуют себя в оперном пении. Режиссера Василия Бархатова ТВ наконец использует по специальности — ставить классические арии Филиппу Киркорову и Валерии. У него это выходит лучше, чем юмористическое шоу, у них — хуже, чем шлягеры, результат примерно так же очевиден, как мысль, что лучше каждому заниматься своим делом.

Мастерство бенефициантки Нонны Гришаевой в новом скетчкоме «Нонна, давай!» бесспорно, чего не скажешь обо всех предложенных ею сюжетных коллизиях. В планах канала еще несколько новых сольных программ для старых знакомых — Ивана Урганта, Александра Гордона, а также Ивана Охлобыстина.

«Культура» открыла сезон премьерой 20-серийного фильма Николая Досталя «Раскол», которую будет сопровождать обсуждение в эфире канала. Это трагическое и неоднозначное явление в истории Русской церкви, кажется, впервые освещается на экране так широко.

Ново для нашего ТВ и погружение в историю становления психологии и психоанализа, предпринимаемое в документальном сериале «Архетип. Невроз. Либидо».

«Культура» начинает разговор о современной русской поэзии, которая на современном российском телевидении почти не представлена — визуализация стихов требует каких-то нестандартных решений, на что наше ТВ отваживается нечасто. Интересно, как будет смотреться проект Александра Гаврилова «Вслух. Стихи про себя», в каждом выпуске которого нам будет представлена пара признанных поэтов разных направлений и пара их последователей-дебютантов.

Кроме того, любителей «Культуры» ждет премьера документального цикла Александра Архангельского «Жара», уже не о мыслителях, а шире — о советской интеллигенции 60—70-х. Представителям этого сословия, перебравшимся в Новый Свет, будет посвящен новый документальный проект канала «Русская Америка». А Фекла Толстая выступит на «Культуре» с авторской передачей «Толстые. Большая династия».

Расширение репертуара в какой-то момент становится потребностью даже тех каналов, чьи первые успехи связаны как раз с четкой адресной настройкой и отказом от всеядности. Заняв свои уникальные ниши и обретя своего зрителя, они стараются раздвинуть рамки, привлечь новых адептов, не теряя старых. Резкие движения в этом деле ни к чему, нужна осторожность, даже если предстоит большой рывок. Вроде того, что совершил нишевой «7ТВ», превращаясь в общедоступную «Семерку». Сперва чисто спортивное вещание начали разбавлять беспроигрышным отечественным кино — дешево и гарантирует приток неспортивной публики, которой в разы больше, чем спортивной. Потом этой публике стали потихоньку предлагать новые передачи. К переменам и новому имени ее приучали долго, несколько месяцев канал показывал межпрограммные отбивки с веселыми ремонтниками в желтых касках и надписью «Реконструкция». Весной обновили сайт канала. Летом оранжевый мячик прежнего логотипа тихо сменился на лаконичную белую семерку, съехавшую из верхнего левого в нижний правый угол экрана. В сетке нового сезона нет и памяти о спорте — тут теперь сериалы-мультики-кино, уже где-то виденные, плюс несколько полезных в хозяйстве передач: азбука потребителя («Академия жадности»), благоустройство жилища («Дом мечты»), советы на разные случаи жизни (цикл «Правильный выбор»), занимательный науч-попс (журнал «Спасибо, Леонардо!»). Все в полном соответствии со слоганом «Развлекаем с пользой», с которым легко согласуется вещание любого канала общего смотрения, от «Первого» до последнего. Все, что положено такому каналу иметь, кроме разве ток-шоу и новостей, у «Семерки» теперь в наличии, и все предсказуемо, как казенный праздничный концерт. Если хочешь стать «не хуже других», приходится встроиться в общую колонну, только уже не в первые ряды.

Но возможны варианты. ТВ-3 вот тоже понемногу расширяет сферу влияния. Новое оформление канала уже чуть светлее прежнего, фирменная тройка нового логотипа вписана в мягкий, как подушка, квадрат (в этом сезоне модно скруглять углы всему, вплоть до иконок смартфонов). ТВ-3 теперь не просто мистический, а вообще удивительный. Эпитет удобный, подогнать под него при желании можно что угодно, хоть сплетни про звезд, хоть вечную шарманку старого кино, но канал на эти соблазны не ведется и легкой наживы сторонится, выбирая более трудный путь. На первый взгляд тут теперь как будто тоже все как у всех. Вот познавательная программа («Как это сделано»), вот про путешествия («Далеко и еще дальше»), вот покерный турнир, а вот собственное ток-шоу («Удиви меня»), вот, как положено, документальная линейка — сегодня про НЛО, завтра про православных святых. И, конечно, сериалы-мультики-кино. Но присмотреться — все это с большим разбором и не разит общепитом. Сериалы если не вполне актуальные, как The Blood , то культовые (Lost или «Третья планета от Солнца»). Кино не просто, а с привкусом либо фантастики, либо мистики, либо черного юмора, либо всего вместе. Мультфильмы не столько наши старые, сколько не наши и довольно свежие: «Отчаянные бойцы Бакуган» или культовый в своем жанре «Фостер». То есть это, конечно, выход в люди, но не отказ от собственной походки. ТВ-3 не тупо нагоняет трафик, а умножает число лояльных бренду зрителей.

«Домашний», как и его старший брат по холдингу «СТС-медиа», теперь апеллирует к более взрослой аудитории, хотя остается верным ее прекрасной половине. Бодрый слоган «Мы любим жизнь!» сменили на более философский — «Это жизнь», ему отвечают и более «жизненные» ID-ролики канала. В новом сезоне начат показ документальных циклов Сергея Майорова «Женский род» и «Мужской род», с уклоном в советское ретро: они посвящены киногероям прошлого. Его же «Первые» — портреты выдающихся женщин, тоже в основном воспитанных ХХ веком. В ток-шоу «Семейный размер» пробуют разные методы сбросить вес. А передача «Женская форма. Красота требует», где золушек под присмотром стилиста Влада Лисовца превращают в принцесс, отныне не требует от участниц соответствия модельным  параметрам — допускаются леди любого калибра и возраста.

Телеканалы в интернете стараются стать ближе пользователю. РЕН-ТВ переформатировал свой сайт, открыв доступ к интернет-версии вещания и архивам большинства программ. ТВЦ зарегистрировался в Фейсбуке, и на видеопортал канала теперь можно попасть через его страницу в соцсети. А «Звезда» предлагает смотреть на себя через специальные приложения для iPhone и iPad. Видимо, через такую оптику телеканал Вооруженных Сил РФ может выглядеть совсем другим.

Автор — руководитель Службы развития телеканала «Россия»

 

 

 

 

 

Все новости ›