Желтая форма маскирует любое содержание – в этом виде со свистом проходит и карикатура на губернатора, и резвый стеб по поводу прямой линии премьер-министра.

Оцените материал

Просмотров: 14695

ТВ-2010: Новые времена

Анна Голубева · 23/12/2010
Новый юмор, новый компромат, новые цифры, единство и борьба с интернетом + хит-парад года

©  Варвара Аляй

ТВ-2010: Новые времена
 

Единство и борьба с интернетом
В этом году ТВ и сеть стали еще ближе. Те, кто не делал этого прежде, начали выкладывать свое видео в сеть — даже на сайте канала «Звезда» теперь доступны движущиеся картинки. Все, кто мог, нашли в сети законного партнера — в рунете образовалось сразу несколько платформ легального бесплатного доступа к телеконтенту: ivi.ru, Tvzavr.ru, Zoomby.ru. К нелегалам ТВ стало относиться еще жестче. Крупнейшие телекомпании Америки АВС, NBC, CBS, Universal судились с интернет-провайдерами, ведущими без спросу потоковое вещание. У нас все боролись с главным укрывателем контрабанды — соцсетью «ВКонтакте». ВГТРК продолжала с ней судебную тяжбу, глава «Амедиа» Александр Акопов грозил исками десятку тысяч ее пользователей, ТНТ добился от ее руководства права собственноручно блокировать доступ к своему незаконно выложенному ими видео (законное ТНТ размещает на RuТube и собственном сайте). Осенью «ВКонтакте», «Яндекс», «Мейл.Ру», «Google Россия», «Афиша» и Rambler выступили с открытым письмом к правообладателям и властям, призывая прекратить контентные войны и прося освобождения от ответственности за пользовательский контент. В ответ Ассоциация кино- и телепродюсеров обнародовала реестр прав на аудиовизуальные произведения, который, по ее мнению, поможет интернет-сервисам отличить законное видео от незаконного — последнее же они должны полностью удалить со своих площадок до конца 2011 года.

Новые приключения Google TV
Сервис, позволяющий смотреть через телевизор видео из интернета, зрители в США восприняли как эволюционный скачок, а телекомпании — как прямую угрозу благосостоянию. АВС, CBS, NBC, Fox, Viacom закрыли пользователям Google TV доступ на свои сетевые ресурсы — с какой стати их видео будет приманивать публику и рекламодателей на платформу Google, если правообладатели с этого ничего не имеют (с Apple TV, дающим платный доступ к телеконтенту, АВС и Fox сотрудничают вовсю)? Это не обрадовало пользователей, которым новая техника для доступа к Google TV стоила от 300 до 1400 долларов, а смотреть при таком раскладе остается не так уж и много (пока в доступе видео каналов Bravo, Comedy Central, TBS, TNT, Spike, USA Network). В декабре руководство Google объявило о необходимости отсрочить выпуск телеприемников на платформе Google TV, объясняя это желанием доработать программную часть. Теперь в странном положении оказались и производители техники Toshiba, LG Electronics, Samsung, Sharp, которые собрались производить эти приемники с начала 2011 года, не говоря уже о Sony, выпускающей телевизор на платформе Google TV с осени 2010-го, и Logitech, которая продает приставки для доступа к этой платформе. Запуск сервиса в Европе, намеченный на 2011 год, теперь тоже под вопросом.

Новое программирование на «Первом»
Эксперимент «Первого канала» с вертикальным, принятым в цивилизованном мире программированием вечерних сериалов, начатый в сентябре, сопровождался активной разъяснительной кампанией в эфире и бурными аплодисментами коллег: кто приветствовал благородный риск во имя всей отрасли (предполагается, что на вертикальный показ сериалов рано или поздно перейдет все наше ТВ), кто под шумок приманивал вспугнутую «Первым» аудиторию. Но и оставшаяся аудитория энтузиазма не проявила: самый успешный из четырех вертикальных сериалов, «Побег», показал долю ниже средней с тенденцией к снижению, у остальных показатели и вовсе провальные. Тогда как незатейливый горизонтальный «Глухарь» на НТВ собирал рекордные рейтинги. В конце концов нервы не выдержали, и в строгом принципе «одна серия — в один конкретный день недели» образовались бреши: то две серии в один день, то один и тот же сериал два дня подряд, то параллельный повтор с самого начала по воскресеньям. Но это не помогло. Может, привычки у российской публики слишком стойкие, а может, новые сериалы слишком слабы, чтобы их сокрушить. Выдержит ли «Первый» характер? Сможет ли одолеть нашу инертность? Продолжение в следующем году.

Новый юмор
С телеюмором радикальные реформы тоже не проходят. НТВ с этим хронически не везет — аудитория снова не приняла ни демократичный ситком «Масквичи», ни вальяжное «Бульдог-шоу» с Гариком Харламовым (последнее хотят реанимировать на ТНТ весной). Скетчком «Дураки, дороги, деньги» (создан при участии Александра Цекало), на который РЕН-ТВ возлагал большие надежды, их не оправдал. Программа «Девчата» — решительная попытка канала «Россия 1» перейти от аншлагов к современности — так похожа на «Прожекторперисхилтон» внешне и так не похожа по части сценария и импровизаций, что уж лучше назад, к «Аншлагу». Как ни радуйся появлению в новом проекте «Первого» Yesterday Live свежих персонажей, вроде оперного режиссера Василия Бархатова и свежих решений по превращению стендап-камеди в сит-даун, не все театральное все-таки годится для экрана, а межвидовое скрещивания Comedy, КВН и петросяновских шуток — это все-таки жестоко. СТС попробовал импортировать юмор, но «Украинский квартал» на нашей почве оказался хилее и беззубее «Вечернего квартала» на украинском «Интере». Новая технология общения со зрителем через скайп не сделало шоу Михаила Шаца «Случайные связи» на СТС ни острее, ни даже динамичнее. Лучше всего публика приняла традиционные для своих каналов проекты — «Камеди Баттл» на ТНТ и «Смех в большом городе» на СТС.

Новые противоречия на «TЭФИ»
С одной стороны, после недавних реформ в Телеакадемии число ее членов выросло вдвое, а желающих участвовать в конкурсе стало, как никогда, много. С другой — не удалось вернуть НТВ, ТНТ, ВГТРК. Телеакадемики осмелились присудить «ТЭФИ» за вклад в развитие телевидения отсутствующей в стране Манане Асламазян. Но председатель АРТ Михаил Швыдкой не осмелился объявить об этом со сцены во время торжественной церемонии. Хотя Асламазян вернулась и получила свою награду два месяца спустя, во время ноябрьского конгресса НАТ, осадочек остался. К концу года обнаружилось, что в 2011 году национального конкурса «ТЭФИ» не будет. И хотя это объясняют организационно-техническими причинами, обещая провести конкурс в 2012-м, есть ощущение, что кризис в национальной Телеакадемии стал совсем беспросветным.

Новые цифры
Согласно Федеральной целевой программе цифровизации, в новом году 16 регионов России перейдут на цифру, и 20 миллионов россиян получат доступ к цифровому телевидению, причем безвозмездный. В октябре 2010-го вступили в силу изменения в закон «О связи», предписывающие операторам кабельного и спутникового ТВ транслировать восемь телеканалов и три радиостанции первого мультиплекса бесплатно. Это, правда, вызывает у операторов недоумение: по закону услуги связи у нас в стране платные, и они вправе требовать от зрителей бесплатных цифровых каналов плату за доступ к абонентской линии и ее обслуживание. Невнимание ФЦП к этим и многим другим мелочам вызывает все больше нареканий. Выступая на осеннем конгрессе НАТ, президент холдинга «ПрофМедиа» Рафаэль Акопов призвал приостановить реализацию Федеральной целевой программы и скорректировать ее с учетом новых реалий. По его мнению, распространение ШПД и сетей четвертого поколения создает возможность для альтернативной системы передачи телесигнала, ОТТ (Over-the-Top-TV), при которой видеоконтент будет доставляться через интернет, и это отменяет необходимость строить дорогостоящую и громоздкую инфраструктуру, предусмотренную Федеральной программой. Акопова обвинили в попытке лоббировать интересы своего бизнеса (которому реализация ФЦП в ее нынешнем виде грозит серьезными коллизиями), но аргументированных возражений на его тезисы так и не прозвучало.

Новый компромат
Телевизионные атаки на Александра Лукашенко (фильм «Крестный батька» на НТВ) и Юрия Лужкова (фильмы «Дело в кепке» и «Дорогая Елена Николаевна» на НТВ, сюжеты в информационных и итоговых передачах «Первого», «России 1», «России 24», НТВ) заставили многих вспомнить в 2010-м информационные войны 90-х. Однако особенности эфирного гряземетания XXI века существенно отличают его от прошлого:

1. Новый компромат не сообщает о своем объекте ничего принципиально нового, редко подкрепляется документами и вообще какой-либо фактурой.

2. Сообщаемые с экрана сведения не являются результатом журналистского расследования и не маскируются под таковое, как бывало в 90-х; по форме компросюжеты представляют собой не репортаж, а коллаж или компиляцию, при создании которых активно используются игровые, постановочные и монтажные приемы.

3. В отличие от прошлого, когда за каждую сторону в информационной войне играл телеканал, выражающий конкретные интересы, в наше время государственные и частные телеканалы выступают независимо от формы собственности на одной стороне и единым фронтом и атака не связана с выборами в какие-либо органы власти.

У ТВ снова появилась совесть
Спустя 15 лет после трагической гибели Влада Листьева, который в глазах общественности символизирует что-то вроде совести телевидения, фонд АРТ и «Первый канал» учредили премию его имени. Жюри в составе представителей Телеакадемии, НАТ и нескольких телеканалов, в том числе тех, которые уже несколько лет не участвуют в «ТЭФИ», почти единодушно присудило первую премию Леониду Парфенову. Это вообще был год Парфенова. Он сделал два масштабных документальных проекта для «Первого канала», работал судьей в передаче «Минута славы», появлялся на НТВ, откуда был изгнан в 2004 году, сперва как гость, а после — в числе ведущих программы «НТВшники» — получил «ТЭФИ», начал вести новый ретрофильский цикл «Какие наши годы» на «Первом» и, наконец, удостоился премии Листьева с формулировкой «За собственный взгляд и свою уникальную тему на отечественном телевидении». То, что вместо дежурных благодарностей Парфенов произнес на церемонии награждения острый спич о плачевном состоянии свободы слова и журналистики на ТВ, можно понимать как желание соответствовать высокому званию. Дальнейшие перспективы Леонида Парфенова и самой премии пока остаются неясными.
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:4

  • solo· 2010-12-23 20:54:28
    Ну какие же "Интерны" оригинальные? Ну насмотрелись создатели западных образцов, смикшировали, это же ясно как божий день.
  • tigra-al· 2010-12-23 23:02:33
    Документалка года
    Мартовский цикл «Хребет России» Леонида Парфенова и Александра Иванова и апрельский фильм «Зворыкин-Муромец» Леонида Парфенова («Первый канал»).

    Коллега, писателя зовут Алексей Иванов, он, конечно, не такая знаменитость как Парфенов, но в общем довольно известный писатель :) И все-таки не документалка, а документальное кино. "Документалка" это то, чем занимаются на центральных каналах гробокопатели, снимая посмертные фильмы про известных людей, вытаскивая на свет божий их грязное белье.
  • gleb· 2010-12-24 11:21:32
    иванова исправили. спасибо
Читать все комментарии ›
Все новости ›