Представить себе массовое ТВ реагирующим на зрительский запрос – это все равно как если бы над вами с гомерическим «Ась?» склонилась Останкинская телебашня.

Оцените материал

Просмотров: 5917

Мы подумаем об этом завтра

Анна Голубева · 10/09/2010
Массмедиа делаются все интерактивнее, по мере того как становятся все менее массовыми, то есть имеют все меньше прав именоваться массмедиа

©  Варвара Аляй

Мы подумаем об этом завтра
С тех пор как фокус внимания мыслящей части публики переместился с экрана ТВ в сторону мониторчиков новых медиа, атмосфера вокруг него заметно разрядилась.

Никто уже всерьез не ругает ТВ за его художества, разве что депутаты. Никто ничего от него не ждет. Оставив депутатов самих хоронить свое ТВ, мыслящая публика перенеслась мыслью в светлое завтра, где новый телевизор, совмещенный в одном ультрапрочном ультратонком корпусе с коммуникатором, навигатором и Александрийской библиотекой, подбирает ей материалы для диссера, варит кофе и параллельно следит, чтобы ее младшенький, поставленный в угол, не колупал обои.

Не важно, что эта штуковина еще не придумана, – в общих чертах все понятно, а конкретно скоро кто-нибудь придумает.

Главное, что мы уже прекрасно всё это себе можем представить. Мы четко усвоили, что технологии спасут мир. Никакой новый гаджет нас не удивит, а в обязательном порядке получит статус Реального Прорыва. От всякого сетевого стартапа мы ждем молниеносной революции в коммуникативной сфере. Если что нас удивляет слегка, так это то, что приходится ждать.

Само ТВ, когда от него чего-либо ждать и требовать перестали, тоже несколько успокоилось. Проблемы, еще вчера такие жгучие: необходимость понять, куда ж там плыть, поиски жанра, попытки выхода из отраслевого кризиса (так это деликатно называлось) – все это как-то утратило актуальность. Из мирового финансового вроде вышли? Ну и тут как-нибудь. Скоро вот перейдем на цифру, новые технологии дадут нам новые возможности, и все само образуется.

Возобладало ощущение, что раз уж дело в технологиях, то не надо особенно натужных творческих поисков, экспериментов, проб и ошибок. Незачем мылиться и что-то придумывать – пусть Джобс думает. На маленький iPad, у которого даже не сформировались пока органы совокупления с флешкой, уже практически возложена вся полнота ответственности за будущее мировой медиаиндустрии.

Технический прогресс, конечно, медленнее, чем наша прогрессивная мысль, но все-таки он заметен.

В Америке этой осенью начнет работу Google TV, а Yahoo Connected TV намерен начать широкое контрнаступление с 2011 года.

В России «Стрим» на днях запустил услугу «ТВ-пауза» – у нас теперь тоже можно остановить телетрансляцию, даже прямую, и досмотреть потом, когда будет удобно.

НТВ+ и «Panasonic» объявляют, что на следующей неделе стартует первый в России 3D-телеканал – помнится, что-то такое уже запускала в феврале компания «Платформа HD» в кооперации с Samsung. Не факт, что до телевизионного 3D-контента сейчас найдется так много охотников и что им будет на что смотреть, но главное – есть на чем и как, остальное кто-нибудь потом придумает.

Теленачальники наши, еще вчера щеголявшие своей компьютерной неискушенностью (несолидно считалось самому таскать туда-сюда курсор, имея штат секретарей, а еще несолидней в этом сознаваться), уже больше не стесняются тыкать собственными перстами в айфон, чтобы обронить пару слов в твиттере. Уже можно в эфире наблюдать, как папки с текстами в руках наших телеведущих заменяет ридер и iPad.

Даже в консервативной сфере эфирных телеигр в моду вошла техника. На «Первом канале» царит лицензионный «Детектор лжи». На ВВС1 с июля идет 101 Ways to Leave a Gameshow, где суть не в самой викторине, а в разных технически заковыристых способах выгонять из нее выбывающих. Новый «Comedy Баттл» на ТНТ не обошелся без техприспособлений: слабых конкурсантов жюри сметает со сцены при помощи наклоняющих ее рычагов.

Самые прогрессивные телеканалы осваивают социальные сети, то есть сменили блог канала в ЖЖ на страницу канала в «Фейсбуке». Надо только, чтобы кто-то придумал, что там выкладывать, – ну, кроме анонсов и ссылки на официальный сайт.

О том, что и как выкладывать из собственного контента на партнерских интернет-ресурсах, у ТВ тоже не очень сильно болит голова. Главное – телепередачи бесперебойно и бесплатно поступают в сеть, медиаконвергенция происходит, а порядок, принципы и детали потом кто-нибудь продумает.

Кто? Видимо, не Пушкин – и даже не Джобс.

Есть впечатление, что этот кто-то, долженствующий наделить смыслом и наполнить содержанием новые модификации ТВ, не кто иной, как его зритель. Все ведь давно усвоили: главный в новых медиа пользователь – от него тут всё будет зависеть. Вот он и будет крайним.

Традиционно считалось, что традиционное ТВ своего зрителя не слышит, не считается с ним всерьез и уж тем более не умеет вести диалог. Бодрийяр полагал, что на это массмедиа и не способны – здесь коммуникация по определению направлена в одну сторону, монологична, анти-интерактивна.

С этим никакой технический прогресс, конечно, поделать ничего не может. Представить себе массовое ТВ реагирующим на зрительский запрос – это все равно как если бы над вами с гомерическим «Ась?» склонилась Останкинская телебашня.

Другое дело – ТВ нового типа, где вещание заменяется общением, монолог диалогом, воздействие на аудиторию – взаимодействием с ней. Хотя уместно ли называть аудиторией тех, кому интерактивные медиа позволяют самостоятельно выбирать время и место потребления контента; решать, что в каком формате и ракурсе смотреть, дополнять, сокращать, редактировать, комментировать и распространять медиапродукт? Это уже больше не аудитория, а сотрудники.

С массмедиа та же история: они делаются все интерактивнее, по мере того как становятся все менее массовыми, то есть имеют все меньше прав именоваться массмедиа.

Никуда, конечно, не денется наша массовость – в виде принадлежности к глобальному человечеству, наднационального, национального или просто эмоционального единства. Никуда не уйдет способность массмедиа нас под этими соусами объединять и подавать на блюде глобальному рекламодателю.

Никуда не уйдут глобальные рекламодатели, ковровые бомбометы класса Р&G со своими орудиями массового поражения – скользящими бритвенными лезвиями и зубными щетками для всей полости рта. Так и будут без особого разбора набрасываться на массовую аудиторию. Но понятно, что эпоха исключительно массовой рекламы и исключительно массового вещания кончилась, пришло время тонких настроек.

Рекламодатели точно прицеливаются в своих целевых потребителей, диверсифицированные медиа разносят четко ориентированный контент и адресную рекламу конкретным микроаудиториям. В этих интимных кружках ТВ уже не только говорит и показывает – слушает и смотрит, слышит и видит, получает информацию о вкусах и капризах, привыкает реагировать на каждый чих. Благо, никаких новых устройств для этого изобретать не придется. Надо только правильно использовать существующие, как это делает, например, ресурс Philo. Последний соединяет известные сетевые технологии (форум, регистрацию в конкретном месте, обмен краткими сообщениями) в механизм организации сообщества вокруг телесобытия или телеканала и удобный способ взаимодействия его участников друг с другом и с телеканалом. Еще немного – и спонтанный обмен контентом, ссылками на него, мнениями о нем, бонусами за его создание, обсуждение и продвижение будет происходить уже не в сети, а непосредственно поверх телевизионной трансляции этого контента.

Еще чуть-чуть, и свои сообщества со своим ТВ будут у всех желающих, вплоть до ничтожно малых групп – и дальше, до отдельных граждан. Такое персональное телевидение позволит не только выкладывать в блог незатейливые откровения перед веб-камерой, не просто верстать свою телепрограмму из предложенного контента, но и заказывать и использовать разные комплектующие для создания собственного контента.

Захочется мне, скажем, к будущему четвергу посмотреть такую неспешную, вдумчивую передачу про филиппинских хирургов, хронометражем два часа, оформленную в приятной лазоревой гамме, и чтобы вел целитель Г. Малахов в костюме цвета фламинго. И пожалуйста – все составляющие в свободном доступе. Не надо будет даже отзывать целителя из заслуженного отпуска и отглаживать костюм: достаешь из виртуальной библиотеки образ ведущего Г. Малахова, добавляешь по вкусу: усы ведущего Л. Якубовича, немного горячей Т. Канделаки и две-три острые реплики ведущего И. Урганта. Один только остается вопрос: кто придумает саму передачу?

Автор – руководитель Службы развития телеканала «Россия»

 

 

 

 

 

Все новости ›