Как-то не по себе, что одна и та же нота звучит и в первом, и во втором фильме Гай Германики, – неужели теперь еще и во всех 60 телевизионных сериях?

Оцените материал

Просмотров: 10355

Вопрос с пристрастием

Анна Голубева · 22/01/2010
Поклонники «Школы» готовы до небес превозносить режиссера, продюсера и всю съемочную группу – но только не телеканал, которому и принадлежит идея пригласить этот творческий коллектив

Имена:  Валерия Гай Германика

Вопрос с пристрастием
Новое телевизионное десятилетие началось бодро — в морозном январском эфире так и слышишь треск попираемых стереотипов. В праздничном шоу «Первого канала» дебютируют мультяшные президент и премьер. Новогодняя елка НТВ чуть ли не впервые собирает высокий рейтинг. На «России» идет сериал «Крем», который вообще-то снимали для ТНТ. Неформатный подростковый сериал «Школа» на «Первом» электризует воздух, будоража широкие слои населения, вдохновляя учителей сочинять петиции президенту, а депутатов — сплачиваться для борьбы с новой телевизионной крамолой.

Учителя, понятное дело, пристрастны. Массовый интерес к теме предсказуем: все люди делятся на школьников и экс-школьников. У парламентариев реакция совсем уж стандартная.

А у кого она не такая? Чуть ли не каждый пишущий о «Школе» по долгу службы или зову сердца считает необходимым отметить, что всё не просто так, не без тайного умысла. Вариантов немного — либо что госканал готовит почву для очередной школьной реформы, либо что с госразмахом пиарится, либо то и другое. Труднее всего передовой пишущей общественности поверить во что-то невинное — например, что «Первый» искренне ищет ее благосклонности. А разве не этого он добивается, сделав нетривиальную «Школу» гвоздем будничной сетки? Правда, меры предосторожности приняты: сериал стартовал в дни рекламного затишья, стилизован под реалити, накрошен малюсенькими порциями и расставлен по обочинам вечернего прайма.

Выходит, та аудитория, ради которой вроде бы ломаются дрова и которая вроде бы меньше всего склонна к стереотипным реакциям, не готова отказаться от привычки воспринимать любой шаг традиционного ТВ с подозрением. Что говорить, не без оснований. Пусть даже «Первый» свой интерес к продвинутой публике уже доказывал. Стереотипы — такое дело, под сильными ударами они иногда только крепчают.

Поклонники «Школы» готовы до небес превозносить режиссера Валерию Гай Германику, продюсера Игоря Толстунова и всю съемочную группу — но только не телеканал, которому и принадлежит идея пригласить этот творческий коллектив. А также меткий выбор школьного жанра, аппетитного для разных поколений, питательного для дискуссий, удобного для обработки вечных тем и злободневных вопросов. Со всеми вытекающими, вплоть до попадания в мировой тренд, для чего наших старшеклассников незачем даже делать вампирами — и так вполне монстры.

Не замыленная пока местным сериальным ремесленником документальная стилистика отвлекает от сценарных несообразностей передовую аудиторию и отсекает совсем уж непрофильную (у некоторых бабушек с непривычки кружится голова). Маскировка под реалити опытных зрителей не впечатляет, но канал эту интригу продолжает. Высокие цели ведь не отменяют необходимости держать на мушке и доверчивую публику — которую привлекает, что «всё по правде».

Но о правде и правдоподобии уже неинтересно. Больше беспокоит монотонность авторской интонации. Как-то не по себе, что одна и та же нота звучит и в первом, и во втором фильме Германики, — неужели теперь еще и во всех 60 телевизионных сериях? Впрочем, у молодого режиссера всё еще впереди.

И ему, то есть ей можно все простить за то, что обитатели «Школы» разговаривают человечьими голосами. Это достижение не только для сериальной отрасли, а для всего подростково-молодежного кинематографа. По-моему, уж лучше, когда через слово «чё?», «короче» и «блин», — только бы опять не услышать сердечные педагогические обертоны или веселые нотки казенного детского творчества. «Блины» все-таки съедобнее. От них может затошнить, но рвотное — неплохое средство, когда объешься сладким.

Если «Первый» расшатывает стереотипы зрительского восприятия последовательно и постепенно, то ВГТРК взялась за это радикально. Здесь для нового контента поэтапно переформатируют канал «Россия-2» (пока еще преимущественно спортивный), который возглавил 29-летний Дмитрий Медников. А год начался с решительного рестайлинга, изменившего привычные имена и логотипы каналов госхолдинга.

Не буду излагать свое мнение — априори пристрастное. Тем более зрительских и экспертных отзывов без того хватает и они гораздо ярче иллюстрируют тему привычек и пристрастий.

Комментарий дизайнера Артемия Лебедева, как водится, печатно не процитируешь.

Дизайнерские отклики на тематических форумах и в блогах тоже не отличаются благодушием.

При всей смелости предпринятого ВГТРК шага многие считают это шагом назад. Специалисты сравнивают новые логотипы телеканалов ВГТРК с логотипами «Комстар» (чей ребрендинг в свое время был притчей во языцех). У одних прямоугольные плашки вызывают ассоциации с номерными знаками на машинах, другим они напоминают лыжный костюм советского производства. 

Конечно, любая смена идентификатора — нарушение привычного восприятия, что само по себе может вызывать негативную реакцию. Не говоря о том, что дизайн почти всегда спорная штука и дизайнеры почти всегда пристрастны. Что не отменяет существования профессиональных правил и критериев, которые в данном случае некоторые специалисты тоже сочли нарушенными, в чем и упрекают автора новых знаков.

Правда, ему не пришлось долго оправдываться перед коллегами: дизайнеры и рекламщики лучше других понимают, как мало иные изобразительные решения зависят от воли художника — и как сильно от воли заказчика.

Телекритики не привыкли обращать внимание на айдентику и оформление ТВ, но тут и они отозвались. Журналист Арина Бородина, понимая желание медиакорпорации следовать европейским образцам, замечает, что там все-таки всё немного иначе — ВВС1, а не Англия-1. Обозреватель Ирина Петровская говорит, что ей трудно произносить «РоссияКа».

Маркетологи задаются вопросом, зачем менять брендовые имена тех каналов, где не предусмотрено радикальных перемен в программировании. И полагают, что зрителю безразлично, принадлежат ли телеканалы одному холдингу. Единообразие новых логотипов напоминает им китайское телевидение.

А сторонники единообразия не усматривают его в ситуации, когда рядом с названиями «России-1» и «России-2» стоят «Россия-24» и «Россия-К» с буквой вместо цифры, у канала «РТР-Планета» остается старое имя, но его новый логотип отличается от других, а с каналом «Бибигон» ничего вообще не произошло.

Многие наблюдают сходство цифры в новом значке «Россия-1» с единицей в логотипе «Первого» (которая, в свою очередь, напоминает единицу немецкого телеканала ARD). Кто-то даже видит параллель с «Цифровым телесемейством» «Первого канала». Большинство комментаторов склонны объяснять рестайлинг ВГТРК как раз конкуренцией с «Первым», отмечая, что теперь в эфире появился второй первый канал («Россия-1»). Не обошлось, конечно, без ссылок на руководящую роль государства, которое, считают некоторые, хочет напомнить бизнесу, увлекшемуся укрупнением медиахолдингов, что государственный медиахолдинг самый крупный. Как будто бизнес и без логотипов не знает.

Есть толкования более неожиданные. Например, что все дело в грядущем переходе на цифру и вхождении в первый мультиплекс — хотя каналы ВГТРК вошли туда еще с прежними именами. Или что таким способом холдинг сможет аккумулировать большие рекламные бюджеты, хотя трудно представить, чтобы рекламодатели или регуляторы рынка согласились принимать все его телеканалы за один в силу наличия общего лого. Есть даже мнение, что единый логотип даст возможность считать и продавать совокупный рейтинг каналов. Каких только версий не возникает, когда причины происходящего не совсем очевидны, а официальное разъяснение еще не обнародовано.

Кто-то даже приписывает медиакорпорации желание занять все передние кнопки на пульте. Но как можно заставить зрителя на них их нажимать? Для этого мало поменять имя и подпись в углу экрана. И ведь известно, что некоторые зрительские привычки крепче телевизионных амбиций.

Надо ли говорить, что в отзывах часто попадаются жалобы, что рестайлинг все спутал и привыкать к новым именам трудно.

Но еще чаще говорят, что все равно — привыкнем.

Нам же не привыкать.

Автор — руководитель Службы развития телеканала «Россия»

Ссылки

Надо ли убрать сериал «Школа» из эфира Первого канала?

Голосование завершено
Результат голоcования по вопросу:

Надо ли убрать сериал «Школа» из эфира Первого канала?

  • Нет, я против подобной цензуры
    709
    36%
  • Нет, таких сериалов и фильмов должно быть больше
    361
    18%
  • Да, потому что это мерзость
    305
    16%
  • Нет, он мне нравится
    279
    14%
  • Да, молодежи надо показывать только хорошие примеры
    170
    9%
  • Да, и судить Германику за клевету на российскую школу
    133
    7%
Все голосования

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • i1g2o3r4· 2010-01-22 20:17:17
    Телевидение - это конкурентная борьба между каналами за зрительскую аудиторию . Рейтинг - нравственный закон телевидения , а не звёздное небо над головой . Функции общественной морали вне компентенции канала . Только у нас есть суверенное право смотреть или выключить телевизор . Моральный цензор внутри нас . Иммунитет вырабатывается сортировкой информации . По телевизору смотрим новости . И всё . Пускай показывают Школу как им захочется ! Самое главное мы же знаем что всё не совсем так ! Надо удивляться не тому , что так много плохого , а что есть имного хорошего! Надо только увидеть , а для этого нужно иметь глаза . C уважением ИВЧЕНКО ИГОРЬ .
  • nn· 2010-01-22 20:33:38
    скучно.
Все новости ›