Оцените материал

Просмотров: 9245

Русский сезон: ветер перемен

Анна Голубева · 26/06/2009
Какие ветры в этом сезоне дули у нас в эфире сильнее всего?
Русский сезон: ветер перемен
Не будем сравнивать оценки за год и расставлять телеканалы по росту. Посмотрим, какие ветры в этом сезоне дули у нас в эфире сильнее всего. Но для начала надо вспомнить прогнозы.
Что сбылось
Разговорных передач, как и следовало ожидать, прибыло: новый «Познер» и антиалкогольное ток-шоу «Общее дело» на «Первом канале», «Честный понедельник» на НТВ, «Временно доступен» на ТВЦ, «Нереальная политика» на РЕН-ТВ. Пародийное шоу «Большая разница» в розницу (регулярно на «Первом») уже не такое остроумное. А «Прожекторперисхилтон», как мы и думали, достиг зенита славы. Это не просто звездные гости и народная любовь, а когда становишься примером для коллег. Вот передача «Песня дня», выданная весной СТС, вовсю брала пример с «Прожектора»: тут и застолье под большим абажуром, и обшучивание новостей, и невидимые миру зрители в студии. Только ведущих поменьше (Татьяна Лазарева, Михаил Шац, Александр Пушной) и шутят они попроще.

Что не сбылось
По вине ли кризиса или другим уважительным причинам, но ТВ в этом сезоне часто нарушало свои обещания. Так и не вышли анонсированные СТС ток-шоу с Ксенией Собчак и ток-шоу с Тиной Канделаки. На канале «Россия» не было ни игры «Мистер и миссис» с Николаем Фоменко, ни новой программы Максима Галкина. НТВ еще весной сулил нам премьеру передачи про кино и проект с участием Кашпировского — больше о них ни слова.

Не оправдали надежд
«Первая эскадрилья» на «Первом», где звезды учились держать штурвал и делать фигуры высшего пилотажа. Риска и адреналина в самолете, конечно, больше, чем на льду и в цирке, но — для участников, не для зрителей. Самую неуклюжую попытку исполнить тройной тулуп наблюдать гораздо интереснее, чем мертвую петлю. И потом, какая радость от полетов, если нет главного — почвы для флирта, парных тренировок и выступлений?

«Феномен» Ури Геллера на «России» мало кого впечатлил по той же причине: незрелищно. Фокусы и трюки не смотрятся на экране — сидя по ту сторону, в них элементарно не веришь. И по телегеничности они сильно проигрывают спецэффектам самого ТВ.

Шоу НТВ «Золотая утка» с Сергеем Стиллавиным было обречено с самого начала: разоблачение «желтой» прессы на этом канале выглядит как-то неубедительно. Конкурс народных юмористов «Ты смешной!» прожил на НТВ недолго, потому что был не смешной, а нешуточно страшный.

«Звездный вечер с Ольгой Шелест и Антоном Комоловым» явно оказался для канала «Звезда» слишком звездным, невыгодно контрастируя с его патриотической сеткой. Столь же неуместна была на ТНТ Анита Цой, чуждая местной публике. К тому же ее шоу «4 комнаты», очередная звездная фабрика, мало отвечала тээнтэшной практике переворачивать концепты «взрослых» конкурсов с ног на голову. Впрочем, и тут случился прокол: «Кто не хочет стать миллионером», реалити с Ксенией Собчак, задуманное как гвоздь программы ТНТ, потерпело фиаско. Похоже, идея отказа от больших денег сейчас несколько не ко времени.

Мировой кризис, при всех его минусах, только подстегивал наше ТВ в поисках выхода из собственного творческого кризиса.

СТС привык жить в эпоху перемен (за время перестройки в холдинге «СТС-медиа») и действовал активнее всех. Зарядил обойму новых ситкомов («Дом кувырком», «Маргоша», «Любовь не то, что кажется») и несколько юмористических передач — кроме всего прочего, появились молодежное скетч-шоу «Даешь молодежь» и тинейджерское скейт-шоу «Все по-взрослому». Правда, основной доход каналу все равно приносили старые добрые «Папины дочки» и «Ранетки» (и книги по мотивам этих ситкомов, по данным сети «Топ-книга», оказались в первой десятке российских бестселлеров) плюс 7-й сезон «Моей прекрасной няни» и сиквел «Кадетства» — «Кремлевские курсанты». А юмор молодежь все равно предпочитала смотреть на канале-конкуренте, ТНТ, успешно усилившем свой comedy-арсенал передачами «Убойная ночь» и Made in Woman.

«Домашний» тоже вовсю менял сетку и пробовал новое. Творческий поиск довел тихий семейный канал до экстремального кулинарного шоу «Дикая еда», чей ведущий расчленяет и поедает живых змей прямо в утреннем воскресном эфире, на глазах наших завтракающих детей и бабушек.

ДТВ трясло сильнее братьев по холдингу — за один сезон канал пережил ребрендинг, запуск нового оформления, смену гендиректора (в феврале ушел пробывший таковым всего девять месяцев Владимир Карташков, его заменил Владимир Муругов — главный продюсер всего холдинга). Концепция канала менялась дважды: сначала его объявили остросюжетным, потом детективным. Зато ДТВ первым в нашем эфире анимировал свой логотип.

«2х2» начал новую жизнь. У анимационного канала по просьбам зрителей чуть не отняли частоту, но протесты других зрителей помогли ему остаться в эфире. Претензии прокуратуры к мультфильму «Южный парк» сняты, канал начал вещать на всю страну. За нечаянную радость пришлось платить скрупулезным соблюдением условий лицензии: в эфире «2х2» появляются нерисованные персонажи, по ночам и ненадолго. Всю весну «2х2» обсуждал со своими болельщиками, в чем теперь должна состоять его миссия: быть ли ему строго анимационным или чисто трэшевым.{-page-}

НТВ оптимизировал расходы. Если СТС — рекордсмен по количеству премьер, то НТВ — по числу отставок. Перестали выходить фирменные передачи «К барьеру!» с Владимиром Соловьевым, «Все сразу» с Петром Фадеевым и «Комната отдыха» с Людмилой Нарусовой. Не показали 3-й сезон песенного «Суперстара», который, правда, обещали вернуть осенью. Закрыты «Ты не поверишь!» и «Дас ист фантастиш», гремевшие в прошлом году. Новеньких тоже не щадили — эфир быстро покинули «Золотая утка», «Ты смешной!» и подростковая «Наша тема». Хотя несколько премьер в сетке удержались: «И снова здравствуйте!» с Глебом Пьяных, «Очная ставка», «Безумный день» и «Русские не сдаются» с лихвой компенсируют нам утрату Шкета и доктора Князькина. Общественно-политическая передача «Честный понедельник» призвана подчеркнуть социальную миссию канала. Очередное, уже третье на НТВ, кулинарное шоу «Повара и поварята», видимо, проходит по статье «передачи для детей и юношества», которые федеральный канал обязан показывать по условиям лицензии.

ТВЦ долго искал свое место и, кажется, нашел. Сюда теперь попадают не случайно, ошибаясь кнопкой, а вполне целенаправленно. Ради новой программы «Временно доступен» с Дмитрием Дибровым и Дмитрием Губиным, которые оказались самым симпатичным дуэтом интервьюеров и привлекли на ТВЦ звезд первой величины. Перелицованная передача «Ничего личного» с Татьяной Малкиной, став более камерной, только выиграла. И если ток-шоу Киры Прошутинской «Народ хочет знать», при всем обилии толковых людей и неглупых разговоров, всегда было пресновато, то весенняя дуэль Михалкова и Манского добавила ему перцу. Пока другие федеральные каналы ради песен и танцев выпалывали из эфира говорильню, ТВЦ делал наоборот — и собрал целый букет ток-шоу на все случаи жизни, вкусы и кошельки. Канал становится дискуссионной площадкой.

Классику разлюбили
Экранизациям в этом сезоне не помогли ни именитые режиссеры, ни хорошие актеры. «Без вины виноватые» Глеба Панфилова с Чуриковой и Сухоруковым, «Отцы и дети» Дуни Смирновой с Юрским, «Русская игра» Павла Чухрая с Маковецким и Гармашем, которые канал «Россия» показывал днем по воскресеньям, смотрели без энтузиазма, как и сериал «Братья Карамазовы» Юрия Мороза с Белым и Деревянко в прайме «Первого канала». Гораздо лучше шел на «Первом» сериал по роману Анатолия Рыбакова «Тяжелый песок» — все-таки книга ХХ века. Судя по рейтингам сериала «Иван Грозный» (канал «Россия»), историей в этом сезоне интересовались не больше, чем литературой.

Серийные убийцы
Сериал окончательно перестал считаться дамским зрелищем. Мужские сериалы НТВ — «Глухарь», «Зверобой», «Морские дьяволы», «Братки» — в этом сезоне бойко отбивали аудиторию у лидеров традиционного серийного зрелища «Первого» и «России». Третий по рыночной доле федеральный канал НТВ все время дышал в спину «России» и периодически опережал конкурента по показателям в Москве.

Документалка наступает
Документальное кино продолжает наступление на прайм, тесня игровые сериалы. В этом сезоне лучше всего развивались три жанра.

Документальная мелодрама — мыльный сюжет под видом подлинной биографии. Тут преуспел «Первый канал»: фильмы о Светлане Аллилуевой, физике Льве Ландау, разведчике Алексее Ботяне принимали очень хорошо.

Документальный триллер — фантастика под маской научного открытия. Освоение передовой техники съемки и монтажа позволяет нашим производителем иллюстрировать самые смелые гипотезы и сомнительные опыты не хуже, чем на ВВС. Раньше блокбастеры в жанре науч-попса были редкостью («Вода» в позапрошлом сезоне, «Осторожно, еда» в прошлом), а сейчас ТВ просто балует любителей острых ощущений. Хоррор «Плесень» на «Первом», мистико-исторический «Моцарт» и фильм ужасов про ГМО — генетически модифицированный организм — «Ген скорпиона» на канале «Россия». Роскошный науч-попс могут себе позволить не все каналы, технология пока не на потоке («Моцарта» и «Плесень» делали те же люди, что и «Воду»). Поэтому так важен пример НТВ, с его криминальным боевиком «Мясо». Это был хит сезона. Отказавшись от всех этих пролетов камеры сквозь микроскоп, его авторы умело сочетали репортажи с ток-шоу, научный подход — с насущной темой и близкими каждому зрителю НТВ видами расчлененки. Фильм прошел с долей, втрое превышающей показатели канала, и заставил общественность всерьез задуматься о переходе на растительный корм.

Документальный артхаус — авторское телекино, которое если не раздвигает горизонты ТВ, то по крайней мере оправдывает его существование. В этом сезоне его было на удивление много. Помимо «Современницы» Леонида Парфенова в декабре и его же «Птицы-Гоголя» в марте на «Первом», был осенний сериал продюсера Джаника Файзиева «И ты, Брут! Всемирная история предательств» на ТВЦ, февральский фильм Алексея Пивоварова «Ржев. Неизвестная битва Георгия Жукова» на НТВ и апрельское «Метро» Елизаветы Листовой на «России». Надо ли напоминать, что все авторы — птенцы гнезда Парфенова (соратники или ученики).

Кто ведет?
Телеведущему «намбер ван» в этом сезоне полагалось выглядеть небрежным, небритым, несладким, неаппетитным для пожилых дам и «желтой» прессы.
В терминах той же прессы, Иван Ургант — in, а Андрей Малахов и Максим Галкин — out. При желании можно и тут увидеть тенденцию, например переход от метро- к ретросексуалам или от истовой периферийной гламурности к пижонской столичной расслабухе. Так или иначе, это был год Урганта. Ему удавалось шутить быстрее, сильнее и чаще всех, выглядеть серьезно в беседе с Познером на «Первом» и с Дибровым на ТВЦ, привлекать широкие массы и при этом умилять суровых телекритикесс.

Шоу продолжаются?
«Последний герой» «Первого канала» маячил в эфире всю осень и зиму. А «Ледниковый период» тянулся и вовсе до конца мая. «Танцы со звездами» на «России», начавшись в 2009-м, продолжались до глубокого июня. Может быть, их выжимали досуха, чтобы уже не возвращать в новом сезоне?

Автор — руководитель Службы развития телеканала «Россия»

 

 

 

 

 

Все новости ›