Газетам остается все меньше денег на то, для чего нужна качественная пресса, – на обеспечение объективности.

Оцените материал

Просмотров: 8822

Взвешивание говорящих голов

Максим Трудолюбов · 19/10/2009
Качественные газеты не теряют популярность, скорее наоборот – набирают. Они теряют доходы

Имена:  Кристофер Кимболл · Михаил Ходорковский · Роберт Бартли

©  Getty Images / Fotobank

Взвешивание говорящих голов
Слушая рассказы американских коллег-журналистов о сокращениях, о повальном закрытии иностранных бюро, о закрытии отделов расследований, об общей неопределенности на рынке, я вспоминаю разговор с ныне покойным Робертом Бартли, тридцать лет проработавшим редактором отдела «Комментарии» (Editorial Page) деловой газеты Wall Street Journal.

Проблемы новостной журналистики начались давно, говорил он, и все потому, что журналисты самонадеянно пытались взять на себя роль знатоков и арбитров. Уже в 2003 году он был уверен в том, что «эра объективности» в журналистике закончилась. Подлинная объективность — вообще за пределами человеческих возможностей, говорил Бартли, а тут еще и бизнес-модель, поддерживавшая объективность, перестала действовать: реклама продавалась все хуже. Некому будет платить за расследования и непредвзятые сообщения, а значит, пора переходить на мнения. Главное, делать это честно. «Пора сформулировать новые этические принципы, которые утвердили бы легитимность мнения, честно высказанного автором, не пытающимся выдать его ни за что другое», — писал Бартли позже в одной из статей на своей полосе.

Но приверженцы старинных ценностей категорически против. Основатель и редактор Cook’s Illustrated Кристофер Кимболл только что пережил настоящий триумф. Его главный конкурент, журнал Gourmet, объявил о скором закрытии. Драматическая подоплека в том, что почти двадцать лет назад издатели Gourmet купили первый проект Кимболла Cook’s Magazine и, получив в свое распоряжение аудиторию, мгновенно закрыли журнал.

Кимболл основал новый журнал в 1993 году и с самого начала отказался от рекламы. Cook’s Illustrated существует только за счет подписки и платы за пользование интернет-сайтом. Gourmet традиционно зарабатывал на рекламе, но в последние годы терял деньги, и издатели не нашли иного решения: журнал, выходивший почти семьдесят лет, пришлось закрыть. Интернет-ресурс, возможно, останется, но будет открытым — бесплатный сайт, как правило, не удается сделать платным.

Кимболл уверен, что его победа — это победа его бизнес-модели и его философии. «Мы должны доказывать нашу незаменимость, требовать платы за то, что мы делаем, — пишет издатель в статье для New York Times. — Зачем вместе со всеми спешить на корабль дураков, тот, где все голоса равны?» Голоса не могут быть равновесными, потому что опыт и знания у всех разные. В условиях, когда любой желающий может найти в интернете десятки тысяч рецептов на любой вкус, издатель Cook’s продает свои рецепты как уникальное знание, результат многолетнего опыта. И ему платят.

Но других таких удач почти нет. Wall Street Journal, той самой газете, где работал Бартли, до сих пор удается сохранять репутацию обладателя уникального знания и брать деньги за объективность (сайт WSJ – платный). New York Times — газете общего профиля — не удается. Газета два года держалась за частично платную модель (в разделе «Комментарии» самые читаемые колонки были платными), но отказалась от нее. Это, кстати, привело к тому, что колумнистов стали читать больше. Качественные газеты не теряют популярность, скорее наоборот — набирают. Они теряют доходы. Рекламные доходы интернет-сайтов по определению ниже бумажных, а часть из них вообще проходит мимо создателей содержания и достается поисковым компаниям — прежде всего Google.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • dorfmeister· 2009-10-20 08:59:09
    Отличная статья, спасибо, одна из лучших в разделе за всю историю. Только получается, что надо делать отдельный ресурс, посвященный мнениям о мнениях и анализу того, о чем говорится в последнем абзаце.
  • trudolubov· 2009-10-20 21:46:01
    Spasibo. Ia ne stal pisat konkretnykh predlozheni po otsenke mnenii poskolku oni mogut byt chuvstvitelnymi. No mozhno otdelno sdelat takie rekomendatsii -- kak bystro opredelit eto stoiashi speaker ili ne stoyashi.
Все новости ›