Оцените материал

Просмотров: 2992

ЖП в России больше, чем ЖП!

Андрей Левкин · 19/12/2008
Господа-литераторы, вы чисто звери, потому что так и не завели разговор о таланте Виктора Топорова!

©  Игорь Скалецкий

ЖП в России больше, чем ЖП!
Разнонаправленные движения — вот что теперь происходит в медийной среде. Одни издания перемещаются из «желтых» в не совсем «желтые», а другие — им навстречу. Сначала о движении от «желтизны» как более прогрессивном. В прошлый раз в этом была замечена даже «Желтая газета». Тогда они дали совершенно реальный материал о том, как «Говорухин назвал фильм Бондарчука порнографией». Теперь тем же путем пошла «Экспресс-газета», причем в основе, кажется, все тот же фигурант. Сам повод раскроется в ходе дальнейшего цитирования, но неплох и заголовок: «Никита Михалков: Путина нам послал Господь!»): Режиссер надеется, что кризис поможет убрать с экранов таких «звезд», как Сергей Зверев.

Разве такой вход в тему может быть у «желтой» прессы (ЖП)? Никогда в жизни. И одна фигура государственная, и другая, а еще и любимец ЖП выставлен негативно. Но дальше будет уже полная правда жизни. Дело было в Киеве, где Михалков что-то презентовал и встречался со зрителями: Билеты на встречу с кинематографистом стоили от 900 до 2500 гривен, примерно $150 — $400. За эти деньги поклонники мастера узнали о ходе съемок фильма «Утомленные солнцем-2» и положительных последствиях экономического кризиса.
— Сейчас, в период кризиса, денег поубавилось. Это хорошо, а то появилось очень много крутых режиссеров, которые сняли два клипа, вдели серьгу в ухо, навертели на лысую голову бандану и совершенно серьезно считают себя великими
. Разве кто-нибудь еще не узнал персонажа, о котором идет речь?

Другое движение в «Афише». Там появился опус примерно в жанре «Физиология улицы Королёва, 12», под очень оригинальным заголовком «Вверх по лестнице, ведущей вниз». Текст тоже чрезвычайно продвинут: Телевидение в нашем мире настолько могущественно, что вызывает ужас даже у тех, кто его делает. Известный тележурналист рассказал «Афише», как «Останкино» воспринимается изнутри. По просьбе автора текст публикуется анонимно.

Само описание представляет собой словоизвержение какого-то организма, который кем-то там работал в «Останкино». Примет его деятельности нет, все излагается так: На втором этаже находятся студии. Перед началом съемок здесь творится черт знает что. В коридорах можно запросто увидеть, как худосочный батюшка флиртует с полногрудой ведьмой, депутат-коммунист стреляет сигарету у олигарха, а раввин-хасид травит анекдоты юному неонацисту. Между ними с листочками сценария в руках снуют одинаковые женщины без возраста — это редакторы ток-шоу, низшая каста останкинских работников умственного труда.

В общем, вечнозеленый стандарт ЖП. С теоретической точки зрения интересно то, что, несмотря на жуткое количество пишущих людей, которые прошли через Королёва-12, автор ощущает себя категорическим первопроходцем. То, что подобный текст появился только теперь, сообщает ровно о том, что только теперь под такой тип речи нашлось соответствующее издание. Конечно, откровения этого типа может принять в себя только ЖП. И это мило, что в кризисной ситуации «Афиша» сориентировалась с позиционированием в меняющемся мире.

Еще интересней «Часкор». Там теперь гвоздящий всех Виктор Топоров. Ранее он делал это во «Взгляде», отчего в его инвективах присутствовало даже некоторое государственное величие вкупе с неотвратимостью государственного же наказания в адрес лиц, им описанных. Но все же с Вик. Топоровым это не слишком вязалось. Да, неплохо, но сам он был немного внутренне напряженным: ощущалось. А вот в «Частном корреспонденте» он пишет уже совсем по-домашнему, удачно совмещая личные интенции, круг знакомых, ход жизни, формат личного креатива, любезный ему дискурс и всякое такое прочее. Очень душевно:
В конце декабря в Петербурге наградят чем бог пошлет (яблоком, стопкой, рублем) очередных лауреатов премии имени Андрея Белого, существующей вроде бы ровно 30 лет (правда, с перерывами). Имена победителей, впрочем, уже объявлены. Прозаик Борис Останин в очередной раз по-приятельски уговорит прозаика Сергея Коровина купить выпить-закусить подешевле (Коровин это умеет, хотя очень не любит). Лауреат Александр Секацкий напьется мрачно, лауреат Александр Лавров — весело, остальные — до положения риз. Или, проще говоря, в зюзю.

Как видим, в данной обстановке автор чувствует себя совершенно легко и вольно. Тут ему все так знакомо и привычно, что он уже предвкушает этот конец декабря. Но дальше начинаются рассуждения о предмете, который явно для него чужд и несомненно враждебен. Поэтому рассуждения будут еще более непреклонными: Три принципа премии Андрея Белого — установка на захват «литературной власти», личная литературная посредственность «захватчиков» и отказ от разговора о чужом таланте, чтобы избежать честной оценки собственного творчества. Господа литераторы, вы — чисто звери, потому что так и не завели разговор о таланте Вик. Топорова! Хорошо хоть у него теперь все в порядке: ведь один из главных принципов ЖП состоит именно в том, чтобы мощно выставлять личные чувства и оценки по поводам, к которым сам описатель не имеет отношения. Так что и Вик. Топоров наконец-то определился со своей ориентацией.

В «Часкоре» есть и другой познавательный момент, сообщающий о способах пополнения кадров ЖП и расширения ареала ее интересов: «ЖЖ-арт. Перевод с олбанского: “Живой журнал” в поисках нового искусства»: Обычно «Живой журнал» используют как средство общения или же для описания своей собственной жизни. Однако блоги можно использовать и для создания произведений искусства. Ведь здесь обитает много поэтов и прозаиков, композиторов и художников, фотографов и драматургов… у русских — собственная гордость. Ведь в России и поэт — больше, чем поэт, и попса — больше, чем попса. Так и ЖЖ является не только первой и — на сегодняшний день — главной социальной сетью с максимальным творческим потенциалом, но и живой средой. Концентрированной. Питательной.

Да, это правильное наблюдение. ЖП в России тоже больше, чем ЖП. А далее — еще более совершенно правильный вывод о блистательных перспективах этого процесса: И на этом пути возможны новые гении и тем более возможны рядовые делатели современной культуры. Да, собственно говоря, вы все их уже знаете.

Такие вот стратегические изменения происходят сейчас на границе отдельных сегментов СМИ. И о традиционных «желтых» ценностях, бегло.

«Желтая газета». «Анастасия Волочкова: У Собчак кривые ноги»: Нелегким выдался уходящий год для Насти Волочковой. Сперва она получила удар в спину от мужа, сбежавшего к другой. Теперь же над Настей начала потешаться Ксения Собчак, вырядившаяся в балетную пачку и изрядно поиздевавшаяся над балериной при всем народе. Волочкова долго не могла прийти в себя, когда же шок прошел, встретилась с «ЖГ»... Там, к слову, есть и позитив: — Вы можете себе позволить не краситься в выходные дни? — Легкий макияж всегда наношу. Считаю, это уважением к тем людям, которым я посвящаю себя и которые меня окружают.

«Желтая газета» еще раз ничего не выдумала и снова хочет быть реальной, отчего дала конкретный репортаж о том, как на открывшемся в Москве фестивале комедий «Улыбнись, Россия» Михаила Ефремова наградили как одного из самых веселых артистов кино: «Гусман рассказал, что творит пьяный Ефремов».

А вот это будет полезно уже просто всем: «Психологи вычислили тип людей, которые притягивают несчастья»: Что такое «печать неудачи» на лице? Как бороться с депрессией во время финансового кризиса? На эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью AIF.RU ответил психолог-консультант Нифонт Долгополов. И прекрасный вывод, которым обязательно надо закончить этот выпуск: Если родители говорят: «чтоб ты сдох, лучше бы ты не родился; ты родился, хотя мы того не хотели», то такого рода послания формируют принципы поля «я не нужен, у меня ничего не получится». Именно эти принципы, послания от родителей, конечно, вторично влияют на выражение лица...

Автор — главный редактор интернет-издания «Полит.Ру»


Другие колонки Андрея Левкина:
«Желтые» и Патриарх, 12.12.2008
Здравствуй, пресса, Новый год! 5.12.2008
«Желтые» и поэзия момента, 28.11.2008

 

 

 

 

 

Все новости ›