Оцените материал

Просмотров: 2057

ЖП и Круг концептуалистов

Андрей Левкин · 10/10/2008
«Кабаков показывает свои инсталляции вроде «Жизни мух» или «Туалета» где-нибудь на «Винзаводе» или в «Гараже». То ли дело — Проханов. Никаких мух. Одни котлеты»
ЖП и Круг концептуалистов
В области культуры в рамках «желтой» прессы (ЖП) случилась сенсация. «Экспресс-газета» — уж, казалось бы, что может быть дальше от современного актуального визуального искусства — обратилась именно к нему: к современному актуальному и визуальному. С небольшим интервалом сразу две новости. Сначала такая: «Скульптуры из мусора»: «Немецкий художник Ханс-Юрген Шульт творит из всего, что валяется под ногами. Какие только материалы не используют для создания своих произведений современные творцы прекрасного. Немецкий скульптор и художник ищет идеи для вдохновения на... окрестных помойках — мусор служит ему исходным материалом для создания картин и манекенов... Сегодня его поделки известны во всем мире и проносят Хансу неплохие деньги».

Это был не случайный всплеск, а тренд. Второе сообщение на ту же тему: «Съедобные скульптуры» «Необычную выставку скульптур создал художник Джим Виктор: фигуры известных исторических деятелей и рядовых американцев сделаны им в полный человеческий рост из первоклассного сливочного масла! <...> — Лепить из сливочного масла легко — это очень податливый материал, — рассказывает 63-летний новатор. Главное — в комнате всегда нужно поддерживать определенную температуру, чтобы мои творения не «поплыли». При 13 градусах масло по консистенции напоминает глину».

Интересно уже то, как мило «ЭГ» приближает тему современного актуального визуального искусства (САВИ) к читателю. Во-первых, скульптуры — они ближе к чувствам неподготовленного зрителя. Объемны; в принципе, можно пощупать. Во-вторых, эти обиходные материалы, близкие и жизни зрителя. Но с чем может быть связан сам факт такого прорыва? Вряд ли тут обошлось без подражаний соответствующему тренду в мире гламура, производимому Р.А. Абрамовичем и Д.А. Жуковой. Тогда очевидный вопрос: что в данный промежуток времени имело значение первостепенной важности для арт-гламура, Абрамовича и Жуковой. Это открытие в Марьиной Роще галереи «Гараж», украшенной тотальной ретроспективой И. И. Кабакова. Как на Кабакова откликнулась ЖП?

Нет, Кабаков еще не дошел до целевой аудитории ЖП. Только одно более-менее таблоидное издание в какой-то мере отразило этот момент. «Вечерняя Москва»: «Московская ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых»: «Проект приурочен к 75-летию Ильи Кабакова. До середины 1980-х такое и представить себе было невозможно: Илья Кабаков, одна из главных фигур московского «андеграунда» (сообщества художников и интеллектуалов, известных как Круг концептуалистов), выставляется буквально по всей Москве. Но в конце 80-х концептуальная живопись скромного советского книжного графика вдруг стала активно экспонироваться в Германии, Швейцарии, Испании, была представлена на нескольких «крутых» выставках в Штатах, потом — на Венецианской биеннале... В настоящее время художник живет в Нью-Йорке. К 75-летию маэстро приурочена нынешняя «Московская ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых» — самый крупный в России проект художников, чьи имена входят ныне в первую десятку мировых художественных рейтингов».

«ВМ» тут корректна: дело московское, сообщаются адреса кабаковских выставок. А сам факт того, что массовый читатель узнал теперь словосочетание «Круг концептуалистов», следует считать приметой нового времени и свойственного ему тренда на обновление художественного дискурса, направленного в область широкой публики. Да, то, что андеграунд целиком сводится к Кругу концептуалистов, это перебор, но... не все сразу. И это, конечно, главная «желто»-культурная новость недели. Увы, слишком локальная, поскольку ни «ВМ», ни «ЭГ» климат ЖП не определяют. Впрочем, есть «Городская газета» (Псков), в которой Кабаков тоже упоминается. Но там он упоминается лишь затем, чтобы оттенить А. А. Проханова: «Проханов шагнул в создании тотальных инсталляций значительно дальше, чем Илья Кабаков — самый известный на Западе российский художник. Кабаков показывает свои инсталляции вроде «Жизни мух» или «Туалета» где-нибудь на «Винзаводе» или в «Гараже». То ли дело — Проханов. Никаких мух. Одни котлеты. Это вам не кабаковский советский коммунальный быт, это вам не “Игра в теннис”».

Смешная статья, и вовсе не «желтая». Это приятная рецензия на очередной роман Проханова, у него там «Вифлеемская звезда была крупным метеоритом... Она упала именно здесь, под Псковом...». Из рецензии: «Александр Проханов — мифотворец. И сам свято верит в то, о чем грезит, причем наяву. Новый его роман «Холм» — очередное и весьма яркое подтверждение этого диагноза. Фантазмы писателя так же далеки от реальной жизни, как бред шизофреника. Однако, если шизофреник рано или поздно обнаруживает себя в психбольнице, то русский писатель — на общественной трибуне... В другом своем романе, тоже «из псковской жизни», Проханов пустил по псковским улицам троллейбусы, и когда при личной встрече я спросил у писателя: «Где и когда он увидел в Пскове троллейбусы?» — Проханов искренне удивился: "А разве в Пскове троллейбусы не ходят?"» Так что еще дополнительный вывод: региональное издание совершенно не обязательно «желто»-таблоидное. «Желто»-таблоидное — особый, общефедеральный промысел.

Возвращаемся к ЖП. В целом в отрасли ощущается усталость. Косвенно обнаруживается. «Жизнь», например, организует очередной конкурс. У них уже идет тема «выиграй килограмм золота», а теперь добавлена еще одна история для участия народа. Даже отчасти культурно-просветительская: «Достань звезду для любимой»: «Пришлите в редакцию откровенную историю вашей любви — и вы получите возможность сыграть шикарную свадьбу со звездами, о которой узнает вся страна. Все хлопоты возьмут на себя редакция «Жизни» и телеканал «Россия» — свадьба будет транслироваться на всю страну. А свидетелями со стороны жениха и невесты будут певица Валерия и шоумен Иосиф Пригожин». Ну и пишут, да. Стараются. Это так: «Праздничное настроение взорвалось в одну секунду: мои глаза посмотрели в ее глаза».

Там же и другая семейно-культурная жизнь. «Караченцов возвращается на сцену вопреки запретам врачей». Бред, в общем, полный: «В ближайшее время актер Николай Караченцов, вопреки запретам лечащих врачей, выйдет на сцену театра в cпектакле «Грамматика любви», где сыграет Бориса Пастернака... Врачи, которые лечили Николая в Клинике нейрохирургии, всерьез опасаются того, как бы это не повредило их пациенту. Однако жена актера Людмила Поргина во всем поддерживает мечту мужа. Она уверена, что любимая работа будет способствовать выздоровлению». Дальше вообще чума какая-то: «Речь после полученных травм у актера восстановилась не полностью, говорить он может с трудом: это стало большой проблемой при работе в театре. Незадолго до аварии была записана фонограмма спектакля, а именно голос Караченцова — его и хотят наложить на общий фон спектакля».

Видимо, тут базовый пункт. Как-то в таких случаях правильно строится мироздание: звезды в телевизоре, зрители в кругу семьи, всем уютно, а если звезды образуют семью, да еще и со своими бедами, так это вообще праздник. Как иначе понять склонность ЖП к таким историям? «Вчера Инна Чурикова отпраздновала день рождения»: «"Найдите мне эту девушку со счастьем в глазах", — распорядился начинающий режиссер из Свердловска Глеб Панфилов. Он увидел по телевизору одну из тогдашних героинь Чуриковой, комсомолку-активистку, что запрещала комсомольцам танцевать под «ритмичную» музыку, пока ее саму не пригласил на танец молодой человек. В ТЮЗе «девушка со счастьем в глазах» играла в то время Бабу-Ягу, Лису, Свинью. Выслушивала нарекания за то, что ее «животные» чересчур эротичны, и, надо полагать, по-тихому сходила с ума от несовпадения мечты и реальности...» Ну, все и получилось.

Ладно, тут хоть более-менее по-человечески. А вот еще один типа человеческий акт, каковым, как выясняется, является для некоторых вхождение в круг интересов ЖП. Григорий Остер: «Детей у меня больше, чем волос на голове» «Знакомые Остера отговаривали писателя давать интервью нашей газете. «Зачем тебе светиться в «желтой» прессе?» — говорили они. Но Григорий был непреклонен: «Я помню те времена, когда газета «СПИД-инфо» выполняла важную функцию, сексуально образовывая дремучее советское население. И из уважения к ее великой просветительской миссии я решил, что непременно дам вам интервью...» Ну и дал, а то.

Автор — главный редактор интернет-издания «Полит.Ру»

 

 

 

 

 

Все новости ›