Можете представить железобетонное антивандальное ложе любви?.. А еще будут кровать-самолет, кровать-терка и даже... мавзолей.

Оцените материал

Просмотров: 5211

ЖП и биеннале

Андрей Левкин · 02/10/2009
Всё на свете существует для того, чтобы вдруг да встретить своих знакомых

©  Игорь Скалецкий

ЖП и биеннале
Это будет весьма исследовательский текст, потому что итоговая мораль тут совершенно не видна. Значит, начать следует с постановки вопроса: Московская биеннале и желтая пресса (ЖП). Что ЖП может написать об этом?

Во-первых, ничего. Потому что далеко это искусство от целевой аудитории. Во-вторых, к данному факту можно прицепить гламурных персонажей. В-третьих, дело происходит в столице — значит, мероприятие можно ввести в список московских развлечений. В-четвертых… Ну, есть еще тема описаний по сути, но для данного сегмента прессы это уж чересчур. Скажем, можно предположить, что авторы захотят найти точку взаимопонимания искусства и читателей. То есть авторы сами должны стать посредником.

С первым пунктом — да, некоторые не пишут. «Жизнь», например. Даже понятно почему — не нашли подход. Вот того самого «в-четвертых» по части коммуницирования читателей и факта. Потому что в «Твоем дне» про биеннале было: «В российской столице открылись две экспозиции основного проекта второй Московской биеннале современного искусства. Как сообщает РИА «Новости», в рамках биеннале состоится еще 35 специальных проектов, 8 проектов специальных гостей и параллельная программа». То есть по части языка описания они не могут ничего предъявить, ну а без него коммуникация только через РИА «Новости». Но и это было не сейчас, так они обломались еще в 2007 году, 1 марта. С тех пор и слова «биеннале» ни разу не употребили (судя по поиску).

Интересно, что тогда же сломался и «Собеседник». Там та же история: «Идет биеннале. Но не в греческом зале! Со 2 марта по 1 апреля в Москве — вторая культурная революция, то есть II московская биеннале современного искусства. Выставляются более ста художников из 33 стран». Тот же 2007 год.

Может, конечно, «Собеседник» еще не успел. Не он один, есть шансы увидеть освещение события и в «АиФ»: по крайней мере, «АиФ Прикамье» недавно отразил одну пермскую историю. С чувством отразил: «Темнота, быстро и медленно сменяющиеся кадры на больших экранах, звучащие одновременно отовсюду голоса, мелодии разных жанров, стук, шуршание. В комплекте все это вызывает легкое наркотическое опьянение. Чтобы голова перестала кружиться, можно провалиться в мягкие мешки-кресла или при желании прилечь на кожаные маты. Такая атмосфера царит в Музее современного искусства Permm. 24 августа здесь открылась выставка видеоарта «Видение». Ее называют самой масштабной выставкой этого жанра в России».

По второму пункту, гламур. Тут есть «Вечерняя Москва». «Помада — то, что надо. Гламурный куратор Канделаки: ТРЕТЬЯ Московская биеннале современного искусства стартует 25 сентября и продлится до 25 октября. Однако известная телеведущая Тина Канделаки уже приобщилась к прекрасному. А посему куратор «проекта про гламур» (и, естественно, участник) уже вовсю работает над установкой экспонатов — в данном случае это скульптуры американской художницы Нины Кобиашвили. Дабы потом проверить их воздействие на московскую публику. Видно, достижения в этой области культуры легендарной Даши Жуковой не дают покоя Тине». Пока вроде все. Даже Д.А. Жукова особо не упоминается, только косвенно, как владелица «Гаража».

В третьем пункте, «расписание развлечений», доминирует «КП». Там даже два путеводителя — по биеннале в целом («Посмотреть на мусор и поспать в музее») и в частности «(«Мусор, маски, манекены и экскурсии по столице. Пять выдающихся выставок биеннале»). В общем, из этого следует, что примеры четвертого пункта надо искать именно там.

«Вечерняя Москва» в третьем пункте тоже есть. Там она уже отчитывается об успехах: «Московская биеннале собрала 9 тысяч посетителей за выходные: «Зрители устремились в “Гараж”, чтобы приобщиться к современному искусству. Почти девять тысяч зрителей пришли посмотреть на основной проект “Против исключения” 3-й Московской биеннале современного искусства за прошедший уик-энд, сообщает РИА “Новости” со слов Дарьи Бегловой, пресс-секретаря Центра современной культуры “Гараж”, где проходит выставка. В субботу в “Гараж” пришли 4,5 тысячи человек, в воскресенье — почти столько же, что является абсолютным рекордом посещаемости центра за год его работы… Прежний рекорд — четыре тысячи посетителей, был установлен в один из дней работы экспозиции из коллекции Пино, которую в общей сложности посмотрели 59 тысяч человек».

Теперь о наведении коммуникации между смыслами и зрителями. «Вечерняя Москва» и тут. Они выбрали по профилю: «На московских улицах появятся обнаженные фотомодели». Все описывается со смыслом и разъяснениями оного: «Проект Moscow Individuals Спенсера Туника будет посвящен теме диалога между индивидуальностью и анонимным пространством мегаполиса. Фотопроект отсылает зрителя к поиску возможных связей между созданными образами героев проекта и пространством бетонных джунглей, в которые художник помещает обнаженное тело. Как и во всех своих работах, в московском проекте Туник не будет затрагивать тему сексуальности. Главный акцент в проекте художник делает на передачу впечатления от образов обнаженного тела, провокативно вмонтированного в живую ткань города. Ню в разных формах и ракурсах, кажется, никогда не смогут вписаться в привычный образ города».

В той же «Вечерней Москве» и конкретный пример по части создания языка описания, а ведь в этом-то и состоит выстраивание коммуникации прежде всего: «Премия Альберта, а именно положение о ней и увеличенный диплом в рамках, удачно вписалась в ту часть выставки, которая отсылает к размышлениям о бренности бытия. Здесь представлены, в частности, проект группы АЕС+Ф «Дефиле» — изображения некрасивых мертвых людей в красиво развевающихся одеждах, и проект Йинки Шонибаре «Как снести две головы зараз».

Ну а максимум коммуникативности достигнут в длинных статьях из «КП», особенно — в «Пяти выдающихся выставках»: «Экспозиция “спальный район” расположится на Краснодонской улице. 70 художников “натворили” массу интересного из обычных железных кроватей. Самой традиционной вышла ”кровать желаний”. На ней надо завязывать ленточки и загадывать самое заветное. А можете представить железобетонное антивандальное ложе любви? Или кровать-этажерку для хранения сумок, кровать-ежедневник, кровать-отдушину, мангал, зеркало? А еще будут кровать-самолет, кровать-терка и даже... мавзолей».

«2. САМАЯ УСТРАШАЮЩАЯ. Это выставка работ Кристофа Бройха, в прошлом дизайнера одежды. Они представлены в Доме Спиридонова. Бройх — большой любитель поизучать человеческое тело и помучиться вопросами мироздания. А еще он не прочь пофантазировать, что было бы, если б человеческое тело после смерти начало разрушаться не с мягких тканей, а со скелета? От человека оставалась бы одна “бесхребетная” оболочка. Работает Кристоф с имитацией кожи и гипсовыми слепками. Все это до ужаса напоминает кадры какого-то страшного фильма про маньяков-убийц...»

Налицо желание автора лично проникнуть и соотнестись. Желание, далее окончательно переводимое в личный и одновременно социальный формат: «Здесь будут работы из бумаги, железа, пластика и ткани. А также инсталляции с участием живых людей. Живым экспонатом мог стать любой желающий, который откликнулся на объявление в ЖЖ. А вдруг вы там встретите своих знакомых? Как говорится, спешите видеть!»

То есть вот и мораль: все на свете существует для того, чтобы вдруг да встретить своих знакомых. Таким образом, общий итог уже есть, и он прекрасен: у самых широких масс российского населения появился новый фонтан, возле которого им всем можно встретиться.

Автор — главный редактор интернет-издания «Полит.Ру»

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • prostipoma· 2009-10-02 19:11:53
    Как хорошо все начиналаось в Медиа - Кашин, Морев. А сейчас это бессмысленная Санта-Барбара про желтую прессу и телевизор. Можно подумать, тут собрались знатоки и любители данных жанров, чтоб оценить глубину стеба колумнистов.
Все новости ›