Оцените материал

Просмотров: 6092

Они хочут себе арт

Андрей Левкин · 11/09/2009
Современное искусство – это не просто социально-актуально, а уже и пошло в тираж. Не только усилиями «Винзавода» и не только благодаря региональной победе над косным городским сознанием Перми

©  Игорь Скалецкий

Они хочут себе арт
7 сентября произошло событие в художественной жизни Российской Федерации. На сайте «Папарацци» появилось в каком-то смысле даже манифестационное воззвание, приуроченное к тому факту, что ровно в тот понедельник открылся новый, как там сказано, «сайт www.say2day.ru — экспериментальная блог-платформа для дискуссий о современном искусстве».

Немедленный и справедливый вывод состоит в том, что современное искусство — это не просто социально-актуально, а уже и пошло в тираж. Не только усилиями «Винзавода» и не только благодаря региональной победе над косным городским сознанием Перми. Вот уже и блог-платформа на его тему. Конечно, начало справки о проекте заставляет читать ее дальше.

Дальше тоже прекрасно: «Проект www.say2day.ru — портал о современном искусстве, сделанный профессиональными критиками в надежде на то, что к ним присоединятся профессиональные читатели и профессиональные мастера культуры. Это одновременно публицистическое издание, камерная социальная сеть и тематический блог-сервис».

Красиво, да, «сделанный в надежде». И три сущности в одном месте — тоже хорошо. Но дальше начинается некоторый когнитивный диссонанс, хотя и в рамках заявленной темы:
«Сайт состоит из трех разделов:
1) Блогов известных арт-критиков
(в качестве примера указаны Л. Пирогов и Л. Маслова)
2) Блогов мастеров — фотографов, музыкантов, дизайнеров, поэтов, художников, продюсеров, агентов, писателей и мечтателей. («Мечтателей» — никак, реинкарнация «Записок мечтателей»?)
3) Блогов читателей, в которых они пишут о своих культурных опытах, наблюдениях и переживаниях… Здесь пишут только об искусстве, поэтому во френд-лентах нет записей о политике, погоде и ценах на нефть».

Сама стилистика данного обращения говорит за то, что там у них будет иметься прогрессивный тренд ввода современного искусства далеко в глубь народных масс. Удивительно, как стилистика сразу все сообщает, когда месседж даже не дочитан до конца. Но месседж и далее прекрасен.

«Это один из немногих случаев, когда развлекательное по сути издание включает в список своих рубрик социальные, гуманитарные и отчасти политические темы; наша цель, кроме прочего, заставить взяться за голову талантливую и энергичную молодую аудиторию, которую принято считать праздной и безразличной». Здесь мы имеем дополнительный тренд, состоящий в желании, чтобы совр. искусство не висело где-то там отдельно, а непосредственно функционировало в режиме побуждения к добру. Очень похоже на добавку к вечным объявлениям в московском метро: «Ты молод, перед тобой открыты все пути. Займись спортом, поступи в университет, заведи семью. Живи без наркотиков!»

Кроме того, авторы проекта упирают на то, что «Это один из первых случаев, когда журналисты объединяются на правах равного партнерского сотрудничества и, без поддержки издательских домов и частных инвесторов, открывают собственное СМИ, и делают это в кризис». «Делать это в кризис», прелестно.

И еще в их пользу (их же словами) говорит то, что «Это один из немногих случаев, когда работа организована по принципу виртуальной редакции; как и коллеги со Slon.ru, мы хотим доказать, что работать можно вне офиса; что можно и нужно ставить эксперименты с организацией рабочего процесса и пространства». Нет сомнений, и тут кроется какой-то художественный эксперимент, но это уже слишком home-art редакции.

И вот все эти составные части и опции должны вырастать ровно из современного искусства, впервые, похоже, решившего употребить себя в России на создание социально ангажированного массового комьюнити. И это еще не все пункты манифеста, полностью эту телегу можно прочитать на сайте. Там же можно найти реквизиты как издателя, так и других потенциальных участников проекта.

Но что оно, современное искусство, для авторов проекта? Сейчас не будет никакой аналитики, а просто главная страница проекта по состоянию на день открытия, 7 сентября 2009 года. Там так: рубрика — заголовок — анонс. Страница предъявляется полностью, без купюр и сокращений. Сверху донизу. Не чтобы поглумиться, честное слово, а чтобы дать объективную картину новой действительности.

Игры. «And again: Monolith (не родня!), мрачные юмористы жанра FPS, выкатили отличное мини-продолжение недавнего боевика-с-сюжетом F.E.A.R. 2: Project Origin. C подзаголовком Reborn и неожиданным героем. Фишечка там, фишечка тут, Пакстон Феттел на связи, сержант Беккет на дальних планах — эпизод вышел на все деньги».

Мода. «Легенды осени: Обычно я не выкладываю готовые подборки трендов — особенно если они были размещены перед лицом многомиллионной аудитории Style.com. Но эта фотоподборка настолько восхитительна, что я просто не могу не поделиться. В оригинале она носит название “Enchanted wood” — “Зачарованный лес”».

Мода. «Исключительно для своих: Сегодня каждый второй мнит себя модным блоггером, — эта найденная мной, брошенная кем-то фраза заставила меня задуматься. Это там, “у них”, в Европе и Америке, действительно, каждый второй — фэшн-блоггер (а уж мнит он себя им или им является — пусть решают другие). У нас же этих личностей — по пальцам можно пересчитать, особенно, если не считать тех, кто безоговорочно мнит».

Кино. «Нет ребенка - нет проблемы: Поскольку Первый канал вчера вероломно, без объявления войны перенес премьеру «Остаться в живых», пришлось смотреть «Дело 39» с Рене Зельвеггер и маленькой бледной девочкой. Выдающийся фильм про воспитание детей, клянусь вам. Там в считанные часы все наши представления о семейных триллерах переворачиваются».

Литература. «Художника обидеть легко: “Пусть Ы назовет публично сумму своих пожертвований, тогда я сделаю достоянием гласности и мои”... Величаво. Прям очередная серия Джигурды».

Мода. «Стиль большого города: "Сейчас я буду пиарить street fashion блог на сайте GQ. Я буду занудствовать на тему неважного качества фотографий и ворчать по поводу тех серых и ограниченных личностей, что нередко оставляют комментарии в этом блоге. А вам, конечно, станет интересно, и вы, конечно, зайдёте по ссылке, чтобы посмотреть фотографии и почитать отзывы».

Музыка. «Не было разрывов: Вчера в пиратских заливах всплыл новый альбом «Break Up» от Скарлетт Йоханссон и автора-исполнителя Пита Йорна. Тремя неделями ранее появился клип на первый сингл «Relator» — вот он, если не видели».

Музыка. «Справка: пиратские заливы: Изначально Пиратским Заливом (или Пиратской Бухтой) назывался открытый торрент-трекер, чьи хозяева с помощью шведских законов пытались надрать задницу всем так называемым правообладателям. В итоге их бешено засудили, а сайт пришлось продать, чтобы расплатиться с образовавшимися долгами. В скором времени на thepiratebay.org заработает какой-то угрюмый платный сервис, к которому слово “pirate” вообще никак не относится».

Что сказать? Дело фактически сделано, язык изложения они себе уже нашли. Да, все процитированное было 7 сентября, наугад смотрим позже, например: «Я вчера так и не дописал про Стогова: злобное мировое правительство в лице файерфокса дважды выкидывало мои буквы в небытие, а на третий я злобно нацарапал что нацарапал и лёг спать». Все примерно как-то так.

В итоге видны несколько оснований данного тренда, впереди у которого — несомненное развитие. Самое очевидное основание — то, что проходит под названием «культура» в таблоидах. Тут не «культура», а «современное искусство», в остальном тот же кусочный выбор, производящий случайную свалку. Есть уже традиционное жеманное манерничанье в варианте авторов «Афиши». Имеются элементы так и недооформившего себя в полный рост быдло-арта (напр. «Синие носы»). Плюс типа гламур-арт, распространяемый в массовом обществе вариант гулянок на «Винзаводе».

Интересно то, что ни один из этих элементов не доминирует, они тут гармонично вместе. По этой причине данное начинание выглядит довольно увлекательным. То есть, следить за его развитием не так интересно, там уже все понятно. Но любопытно, примется ли данная версия современного искусства расползаться по социуму. В частности, придет ли она в Пермь?

Автор — главный редактор интернет-издания «Полит.ру»

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • olegor· 2009-09-11 19:27:01
    Был уверен, что увижу здесь эту статью. Авторов обижать не надо: у них все получится. Зато Вы сказали много справедливого, честного, правильного и важного про организацию и презентацию проекта (то есть решения менеджмента, то есть мои решения), вот за это спасибо.

    Всего доброго,
    Егор
Все новости ›