Оцените материал

Просмотров: 16583

История одного интервью

Светлана Рейтер · 19/03/2009
СВЕТЛАНА РЕЙТЕР рассказывает, почему она больше не сотрудничает с журналом «Эксперт»

©  Петр Уманский

История одного интервью
«Интервью с Бардиным банальное», — сказал главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев.

«Я бы, честное слово, не стала делать далеко идущих идеологических выводов, если б не знала, что за последнюю неделю несколько интервью с Павлом Бардиным пошли под нож», — сказала Евгения Лавут, чье интервью с режиссером фильма «Россия-88» было снято из последнего номера делового журнала «Эксперт».

Но обо всем по порядку.

Когда Евгения предложила к публикации в «Эксперте» интервью с режиссером Бардиным, продюсерами Анной Михалковой и Александом Шейном, у меня не возникло тревожного предчувствия. Вполне корректный, чтобы не сказать веселый, разговор трех людей, в дружном порыве сделавших первое за последние годы внятное кино про нацистов, показался мне достойным публикации.

Месяц назад о фильме «Россия-88» писали во всю мощь — текстов множество. Что означало, во-первых, широкий интерес к этой теме, а во-вторых — ура! — признание Бардина режиссером еще не культовым, но для культуры актуальным. Он сказал свое веское кинослово в тот самый момент, когда другие уже давно забыли, что в Петербурге, например, зарезали стамеской таджикскую девочку, а в Москве, если кто не знал, забили ногами пожилого кубинца. И тринадцатого, вы не поверите, марта, двое колпинских подростков вырезали бритвой свастику на руке у четырнадцатилетней девочки. Мне казалось, что чем чаще мы будем говорить про антифашистский фильм «Россия-88», тем лучше будет нам всем. И я предложила напечатать, приурочив публикацию к фестивалю в Ханты-Мансийске, где Бардин явно должен был занять первое место, но получил только спецприз. Говорят, по звонку из Кремля.

— Бардин нам не подойдет, — сразу сказал Фадеев, — фильм средний. И к тому же мы про него уже писали, в статье о Берлинале.
— Вы фильм видели? — спросила я.
— Не важно. А про что материал?
— Михалкова говорит, что в Нью-Йорке никогда не повесят на дверь дома объявление: «Сдам квартиру всем, кроме негров». А у нас «Только для жильцов-славян, лицам кавказской национальности не обращаться» вполне привычное дело.
— А текст готов? — спросил Фадеев.
— Лежит на диске.
— Что ж, почитаем.

Материал был вычитан рерайтером, затем выпускающим редактором. Журнальный разворот не вызвал особенных нареканий у выпускающего, который назвал текст вполне приличным, и я решила, что и у Фадеева вопросов к тексту нет.

В четверг, во второй половине дня, когда в «Эксперте» сдается номер, мне позвонил Фадеев:
— Кто такая эта Евгения? О чем она вообще пишет? Я считаю, что этот материал банален и герои его несут полную банальщину. Если мы хотим всерьез говорить об антифашизме, то это должны делать совершенно другие люди. У нас все-таки издание для серьезного читателя.
— Но другие люди пока не сняли антифашистское кино, — возразила я.
— И что Бардин и Михалкова такого особенного говорят?
— Что у Америки, например, множество минусов, но есть один огромнейший плюс: там недавно выбрали чернокожего президента. А в России едва ли возможен, к примеру, даже и президент-киргиз. И, если найдется подходящий кандидат, за ним едва ли пойдет народ. Просто по той причине, что кандидат этот, мягко говоря, не будет похож на славянина.
— Не стоит сравнивать нашу страну с США. Мы должны двигаться по своему пути. К тому же про проблемы все давным-давно знают, вы тут ничего нового не скажете. Вот в Америке в шестидесятые годы все были в курсе, что негров не пускают в автобус. Тем не менее Мартин Лютер Кинг никогда не смотрел на другие страны, а шел своим путем. Я считаю, что нет нужды ставить этот материал. Давайте лучше вместо него поставим материал Саши Гарроса, который вы хотели сделать комментарием к интервью.
— Позвольте, — возмутилась я, — комментарий Гарроса планировалось ставить параллельно с текстом про «Россию-88»! Если снимать текст, то комментировать просто нечего.
— Вы меня не убедили. Ждите, я вам перезвоню.

— Текст про Бардина никому не нравится, — заявил Фадеев через полчаса уже окончательно. — А если вам хочется поспорить, то на редколлегии у вас будет такая возможность.

Текст сняли, оставив, тем не менее, развернутый комментарий моего друга Саши Гарроса, который от соседства с многострадальным интервью, на мой взгляд, только бы выиграл.

А по Москве тем временем ползли слухи: якобы Антону Хрекову из программы НТВ «Главный герой» предложили не ставить одобренный ранее сюжет про «Россию-88». И что, дескать, идут разговоры о том, что Геннадий Авраменко собственноручно изъял из «МК-Бульвара» фотографии Бардина своего авторства. И — разве в это поверишь? — кинопрограмма Бориса Бермана и Ильдара Жандарева подверглась точечной самоцензуре. Вопрос «Когда же фильм выйдет в прокат?» стал риторическим. Бардин сохранял оптимизм, а мои знакомые разделились на два лагеря: первые с ходу ставили диагноз «сняли по указке», вторые предмета для особых дискуссий вообще не видели: разве первый раз в журналах снимают тексты?

Я уже ничего не понимала. Текст не был нужен с самого начала? А почему? Фильм не подошел журналу по теме? Но почему тогда про него писали раньше? Интервью не понравилось настолько, что его даже не имело смысла переделывать? Или это что-то еще? Что-то точечное? Что-то из разряда «якобы»? От всего этого на душе становилось тоскливо и серо. Так себя, наверное, чувствуешь, когда рядом бьют ребенка, а твои ноги влипли в гудрон. Я решила больше не иметь никакого отношения к «Эксперту» и пошла своим путем.

Но я не могу ответить ни на один из поставленных вопросов. Хотя очень хотела бы.


Еще по теме:
Виктория Никифорова, Евгения Лавут. Что происходит с «Россией-88»? 19.03.2009
Я — русский националист. Монолог двадцатилетнего члена националистической организации, 19.03.2009
Марина Потапова, Игорь Лисник. Кино про скинов, 16.02.2009

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:10

  • dimdim· 2009-03-19 21:59:55
    Отечественные СМИ избегает подобных остросоциальных тем..., оно и понятно, ведь журналистика практически вся заказная….Образ мышления остался прежним. Посредственные редактора пропускают посредственные статейки.... Не дай бог "разбудить медведя", спровоцировать полемику.....(Может быть Светлане нужно было сделать подобное интервью для авторитетного Esqure, если у некогда хорошего "экспертного" издания «прошел срок годности» ...?)
    ....
    Ведь что сделал Бардин? Он начал разрушать сложившийся образ современного российского кинематографа - праздного, слабохарактерного, безликого и предвзятого....( на этот счет, в свое время, хорошо прошелся член жюри Берлинского фестиваля /премьерная площадка «России - 88»/ А.Роднянский в GQ(http://www.gq.ru/exclusive/columnists/880/95688)....
    И если ситуация в кино сдвинулась с мертвой точки (.. этому, кстати, способствовала и остросоциальная "Все умрут, а я останусь"...), что же нужно сделать для переливания крови нашей журналистике!!???...Может быть следовать примеру Лебедева и скупать иностранные издания, где со свободой слова особых проблем не наблюдается?!
  • kashin· 2009-03-20 01:41:15
    http://www.expert.ru/authors/482447/ - не хочу никого обижать, но стоят ли две заметки такого подробного объяснения, почему не бдет третьей?
  • fdzyadko· 2009-03-20 15:00:12
    Олегу - думаю, это объяснение здесь не работает. http://www.bg.ru/article/8014/ и
    http://www.bg.ru/article/7982/
Читать все комментарии ›
Все новости ›