Оцените материал

Просмотров: 4201

Эксперты о «Книжном квартале»

04/05/2008
«Минаев – типичный "замкадыш", никакого отношения ко "всей Москве" не имеющий. Он явно не cool – и создатели "Книжного квартала" это чувствуют»
Елена Нусинова, главный редактор «Коммерсантъ-Weekend»
Анна Наринская, креативный редактор «Коммерсантъ-Weekend»
Григорий Дашевский, поэт, критик, переводчик

Мы решили сделать издание, которое помогало бы читателю ориентироваться в мире книг. В случае «Книжного квартала» речь идет, скорее, о стратегии чтения. Тактику — то есть критические статьи о книгах, которые сегодня продаются в магазинах — мы предлагаем на книжном развороте «Коммерсантъ-Weekend». «Квартал» — продолжение и дополнение книжных страниц Weekend'а. Продолжение — поскольку «Квартал» делают те же люди, что и Weekend, в обоих изданиях руководствуясь, разумеется, единым представлением о литературе и о том, как о ней надо говорить. Дополнение — поскольку там читателя ждут рецензии, а здесь — анонсы и эссе. Анонсы сообщают о книгах, которые выйдут в ближайшие три месяца, а эссе говорят не столько о том, как современные книги соотносятся друг с другом, сколько о том, как они соотносятся с собственным опытом читателей и с теми книгами, которые уже успели стать частью их опыта. Поэтому построено издание по актуальным (для нашей реальности) и вечным (для литературы) темам, а его главные авторы — писатели, а не критики.




Борис Дубин, руководитель отдела социальнополитических исследований «Левада-Центра», переводчик

«Книжный квартал» — издание для людей и о людях, которые в этом квартале живут или думают там поселиться. Таких (всегда) немного. Но круг своих размыкается здесь в две стороны: читателям занимательно и внятно рассказывают о книгах, которых еще нет, тем самым давая возможность — пусть только раз в квартал — как бы опередить календарное время; читателей то и дело мягко, но настойчиво увлекают на другие территории — иных искусств, иных форм опыта. Оба эти направления выводят, казалось бы, узко адресную газету в пространство культуры — его же центр, как известно, везде, а окружность нигде.




Борис Куприянов, книжный магазин «Фаланстер»

Конечно, «Книжный квартал» ввиду квартальной регулярности оценивать как периодику можно с натяжкой. Книжные обзоры в «Афише», «Коммерсанте» подчас интересней рецензий в «специальных» книжных изданиях. У приложения есть недостатки, свойственные всем обзорам: только некоторых книги попадают на полосу, часто книги, отмеченные как «ожидаемые», уже вышли. Но критика неуместна, так как любое удобоваримое, читаемое книжное издание при низком уровне современной прессы — уже достижение. «Книжный квартал» - интересен. Концепция издания, построенная на анонсах еще не вышедших книг, выигрышна в любом случае.




Майя Кучерская, книжный обозреватель газеты «Ведомости»

Для меня как для газетного обозревателя «Книжный квартал» — издание необычайно полезное. Особенно по части анонсов — узнавать, что и где выходит, причем без усилий — удобно. В целом «Квартал» профессионально и добросовестно сделан. Единственное, с чем, по-моему, изданию точно стоит разобраться — так это с аудиторией. На кого работаем? На молодых и стильных? На пожилых и успешных? По подбору рецензируемых книг и приглашенных авторов-колумнистов, понять это невозможно. Ощущение, что на всякий случай стреляют по всем целям сразу, а там уж — как повезет.




Лев Данилкин, книжный обозреватель журнала «Афиша»

Как известно, Россия только что потерпела крах при попытке создать прибор, обеспечивающий глобальную систему навигации. Тем приятнее, что отдельно взятой отечественной газете это все-таки удалось - по крайней мере, в той части универсума, что имеет отношение к книгам.

Созвездие блистательных профессионалов, чья осведомленность не имеет себе равных, и целая плеяда именитых энтузиастов-духовидцев проделали колоссальную работу; теперь мы знаем не только, что происходит с литературой - но и можем рассчитать координаты всех участников процесса в ближайшем будущем; что касается будущего более отдаленного, ясно только одно - без «Квартала» в нем делать нечего.




Александр Иванов, главный редактор издательства Ad Marginem

Когда в фильме «Москва слезам не верит» одна из героинь, читающая в метро «Трех товарищей» Ремарка, на вопрос попутчика о том, что она читает, поворачивает к нему обложку книги и с явным вызовом отвечает: «Да эту книгу сейчас ВСЯ МОСКВА читает!» — она в этот момент выражает дух того, что именуется trendy. Можно сказать, что применительно к книгам и чтению trendy — это КНИГА (или «книги» — но множественное число здесь не должно вводить в заблуждение: речь идет о едином образе, об одной — актуальной здесь и теперь — тенденции чтения), чтение которой и формирует то единство, которое обозначается понятием «весь город». Нужно ли говорить при этом, что «весь город» в данном случае — это не эмпирическая констатация, не суждение факта (фактический город может вообще ничего не читать, а виснуть в чатах или поглощать телевизионный junk food), а, если воспользоваться философским жаргоном, трансцендентальное понятие.

Из какого духа чтения возникает Москва 2008-го? Как мне кажется, именно этим вопросом озаботились авторы «Книжного квартала» — и уже то одно, что они этот вопрос поставили, делает их проект интересной затеей. Здесь важно отметить, что «Квартал» не занимается дешевой «социологией чтения» и не менее вульгарной медитацией над списком бестселлеров и сопровождающими такого рода занятия воздыханиями о культурной катастрофе и упадке читательских нравов. Выпущенный на волю в первых номерах «Книжного квартала» дух чтения — это именно московский, столичный, космополитический дух, дух огромного мегаполиса, продуваемого разнонаправленными культурными ветрами и сквозняками. Вкус и чутье создателей «Квартала» позволяют им избежать множества опасностей, например, рецензирования книг Сергея Минаева, безусловного героя «социологов чтения», маркетологов и составителей bestseller lists, не имеющего при этом никакого отношения к собственно московскому духу чтения в том смысле, в каком этот дух отвечает понятию trendy. Модничающий «друг Бегбедера», Минаев в смысле онтологии чтения — типичный «замкадыш», никакого отношения ко «всей Москве» не имеющий. Он явно не cool — и создатели «Книжного квартала», похоже, чувствуют это почти на бессознательном уровне.

И последнее. В «Книжном квартале» удивительно симпатично сочетание рефлексии и информативности, столь необычное для традиционных рецензионных площадок, сориентированных, скорее, на филологический канон чтения, нежели на живую феноменологию читательского восприятия.

 

 

 

 

 

Все новости ›