Мы создаем такой транзитный продукт, который соответствует современному состоянию аудитории и состоянию мира и следит за тем, как эта лодка раскачивается.

Оцените материал

Просмотров: 14800

«Не стоит думать, что аудитория настолько тупа, что хочет только смотреть цветные картинки»

Глеб Морев, Екатерина Дёготь · 10/12/2009
Соредакторы Black Square Елена Баканова и Анзор Канкулов рассказали ЕКАТЕРИНЕ ДЁГОТЬ и ГЛЕБУ МОРЕВУ, как делать модный русский журнал об искусстве

Имена:  Анзор Канкулов · Елена Баканова

©  ЕвгенийГурко / OPENSPACE.RU

«Не стоит думать, что аудитория настолько тупа, что хочет только смотреть цветные картинки»
Глеб Морев: Первый вопрос самый очевидный: почему журнал изменился и чем новый Black Square отличается от старого?

Анзор Канкулов: Честно говоря, с историей предыдущего BS мы никак не связаны и на нее не ориентировались. Мы хотели сделать журнал, которого, как нам кажется, в Москве не хватает, который отличался бы от тех изданий, которые здесь уже существуют. Когда мы с Леной впервые заговорили об этом, оказалось, что мы очень похоже смотрим на то, каким он должен быть. И название оказалось очень подходящим. Так что, не считая названия, для нас Black Square — это фактически новый журнал. Мы его делали, оглядываясь не на то, что было, а как, нам кажется, должно быть.

Елена Баканова: Хотела внести небольшую коррекцию: это издание не является нашей автономной инициативой — нашей с Анзором как соредакторов, — с которой мы пришли в издательство, это не совсем так. Существовало издание, которое, с точки зрения издателей, было нежизнеспособно. И был запрос со стороны издательства к изменению формата. Для этого были приглашены новые редакторы. Разумеется, мы делаем журнал, который нам делать интересно, по этой причине он отличается от предыдущего формата.

Предполагалось, что это журнал, который по-прежнему посвящен современному искусству и современной культуре, это необходимая составляющая проекта, с одной стороны. А с другой стороны, в его конструкцию должна быть заложена — и мы по возможности пытаемся это реализовать — потенция к самостоятельному существованию, со временем. В перспективе выйти на самоокупаемость. Благодаря опыту, имеющемуся у нас по работе в разных областях, мы нашли то, что нам показалось сейчас жизнеспособной конструкцией, и эту формулу мы пытаемся реализовать.

Мы надеемся на то, что и для рынка станет очевидно, что широко представленная у нас категория так называемых потребительских журналов уже несколько провисает, да и аудитории это менее интересно. И не стоит думать, что аудитория настолько тупа, что хочет только смотреть цветные картинки.

Екатерина Дёготь: То есть вы надеетесь получить большую аудиторию и уже этим привлечь рекламодателя. А что это за аудитория, по вашему мнению, кто ваш потенциальный читатель?

А. К.: Мы отдаем себе отчет в том, что Black Square — это нишевой продукт. Есть журналы, которые ориентируются на массового читателя, на рекламодателей; а есть и такие, которые говорят тем же рекламодателям и в первую очередь самим себе: «У нас небольшой сегмент аудитории, но это правильный, интересный сегмент, это люди, от которых что-то зависит». Мы не претендуем на то, чтобы нас читали в метро. И мы не пытаемся конкурировать с монстрами бизнеса. В существующей системе есть очевидные лакуны — я вижу вокруг много людей, которые, скажем так, переросли массмаркет, которым нужно что-то свое, говорящее на их языке и на их уровне. Странно только, что никто не пытается. Мы хотим эту пустующую нишу занять. Вообще, мне кажется, сейчас в Москве случился качественный сдвиг: здесь накопилось масса творческой энергии, стало заметно, что здесь много людей, у которых есть свое мнение, которые влияют на жизнь — за счет своей энергии, активности, просто наличия собственной позиции. Ведь сюда, в конце концов, едут те, кто чего-то хочет от жизни. Это и есть наша аудитория — современные городские жители, интересующиеся актуальной культурой и производящие творческий продукт. Они не просто потребители — их мнение, их выбор гораздо более весомы, потому что они влияют на мнения и выбор других.

©  ЕвгенийГурко / OPENSPACE.RU

«Не стоит думать, что аудитория настолько тупа, что хочет только смотреть цветные картинки»
Г. М.: Вы сказали, что стремились занять нишу, которая пустует на русском рынке. Очевидно, здесь подразумевается, что есть какие-то образцы, существующие на рынке западном. На что, делая журнал, вы ориентировались?

А. К.: Журналы, которые занимаются чем-то подобным, есть во всех главных культурных столицах, и их множество: скажем, Another Magazine (и масса других) в Лондоне, Interview в Нью-Йорке, Purple (и масса других) в Париже — это самые известные, вообще, их достаточно много. Они все очень разные, непохожие между собой (в этом, собственно, вся суть); но у них одна, если можно так сказать, миссия: они обращаются к творческой, богемной прослойке, благодаря которой культурные столицы так и называются, к людям, которые хотят, чтобы их жизнь не была обыденной, интересы которых отличаются от среднестатистических. И говорят о том, что составляет это отличие. Об актуальной культуре, о передовой моде, о современном искусстве. Они дают ощущение своей среды. В мире журналов, которые все являются кальками с западных аналогов, мне этого очень не хватает.

Е. Б.: Прежде всего, нас интересует локальный, российский контент, а не попытка сообщить читателю о том, что в мире вообще происходит. Должно быть и то и другое, но в принципе есть такая программная задача — опираться в основном на местное.

Г. М.: А как соотносится ваш — такое модное нынче в России слово — тандем, идея соредакторства, довольно редкая в нашем сегодняшнем медийном пространстве, во всяком случае глянцевом, с концепцией журнала?

Е. Б.: Мы, в принципе, работаем в разных областях с Анзором, и наш тандем удваивает наши редакторские возможности. Вполне эксцентричная позиция двойного редакторства соответствует артистичной концепции самого издания. Наш журнал — это такой же экспериментальный проект, который неожиданно может найти своего читателя в совершенно разных секторах аудитории. Это все-таки специфическая задача — свести на обложке Алену Долецкую и Павла Пепперштейна.

Е. Д.: В связи с этим еще один вопрос: в журналах, которые вы перечислили, современное искусство не занимает такое большое место, как у вас. Это журналы по дизайну, моде, а ваш журнал все-таки выглядит как журнал по искусству, к которому добавлены мода, музыка, лайф-стайл. Журнал по современному искусству по своей природе массовым быть не может в силу особенностей этого вида искусства — так считается во всем мире. Есть ли все-таки какие-то чисто художественные журналы, которые вам нравятся, откуда вы с удовольствием могли бы взять тексты, если бы это было возможно? Хочу все-таки нащупать какой-то аналог.

Е. Б.: Разумеется, есть журналы по современному искусству, которые и я, и Анзор по зову профессии регулярно читаем, смотрим. Скажем, это Frieze, Artforum, Flash Art. Текст Ханса Ульриха Обриста о биеннале, например, в последнем номере Black Square впервые был напечатан во Flash Art.
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • schuplov_roman· 2009-12-10 21:17:16
    Остаётся только надеяться, что этот журнал когда-нибудь начнут продавать и за пределами Москвы
Все новости ›