«Ъ» времен Владимира Яковлева и того времени, когда «Ъ» перешел под мой контроль, совсем не похож на тот, который мы читаем сегодня.

Оцените материал

Просмотров: 15709

Борис Березовский: «Покупая “Коммерсантъ”, я хотел сохранить все как есть»

Глеб Морев · 22/10/2009
ГЛЕБ МОРЕВ расспросил бывшего владельца ИД «Коммерсантъ» о том, зачем он его купил и почему продал

Имена:  Борис Березовский

©  Rex Features / Fotobank

Борис Березовский: «Покупая “Коммерсантъ”, я хотел сохранить все как есть»
— Борис Абрамович, когда летом 1999 года вы покупали ИД «Коммерсантъ», определялось ли ваше решение о покупке близостью осенней думской кампании и последующих президентских выборов 2000 года? Или были какие-то другие мотивы?

— Мой мотив в этом случае резко отличался от мотивов приобретения первого телевизионного канала в 1994 году, который позже мы назвали ОРТ. Покупая ОРТ, я прекрасно понимал, что я покупаю не бизнес, а мощнейший инструмент политического влияния. И, как показали выборы президента в 1996 году, ОРТ (как и НТВ) — это колоссальный ресурс в смысле влияния на все российское общество. В 1999 году ситуация уже была иной. Я считал, что покупка «Коммерсанта» должна была просто гарантировать дальнейшее существование мощнейшего независимого — подчеркиваю! — прежде всего, безусловно, независимого от власти средства распространения правдивой информации. Я понимал, что существует уникальный журналистский коллектив, созданный Владимиром Яковлевым, уникальные информационные технологии «Коммерсанта», и, покупая «Коммерсантъ», я хотел сохранить все как есть. Не нужно ничего менять. Нужно просто оставить все те свободы, которыми обладали журналисты «Коммерсанта», прежде всего свободу выражать свое личное мнение. В этом смысле это был, да, политический шаг, но одновременно — я еще раз подчеркиваю — речь шла не об изменении редакционной политики или влиянии на нее, а о сохранении редакционной политики, сложившейся к этому времени в «Коммерсанте». К тому же оказалось, что это хороший бизнес.

— Чем была вызвана нетривиальная схема покупки «Коммерсанта»: 7 июля 1999 года было объявлено о приобретении газеты 28-летним иранцем Киа Джурабчианом и его группой American Capital, и лишь ровно месяц спустя, 7 августа, произошла ваша встреча с журналистским коллективом и было объявлено, что «Коммерсантъ» принадлежит вам.

— Эта ситуация возникла по одной понятной причине: существовало распространенное мнение о том, что те средства массовой информации, которые принадлежат мне, выполняют исключительно мою волю и не являются свободными. Я еще раз подчеркну, что это было абсолютно законное мнение применительно к ОРТ, в отношении которого я никогда не скрывал, что отношусь к нему как к инструменту политического влияния. К 1999 году ситуация изменилась — не было никакой нужды влиять на журналистов «Коммерсанта», нужно было сохранить все как есть. Но необходимо было предотвратить крики о том, что «Березовский будет там всем рулить». И такая технология покупки себя оправдала — удалось смягчить этот наезд с целью противостоять тому, чтобы я купил «Коммерсантъ». А как показали дальнейшие события, о чем неоднократно свидетельствовали и журналисты, и руководство «Коммерсанта», включая шеф-редактора Андрея Васильева, я никогда не допускал никакого личного вмешательства в работу журналистского коллектива.  Читать текст полностью

Ссылки

Все новости ›