Мы больше не ищем новости в интернете. Серфинг отменяется. Теперь не ты серфишь по интернету, а интернет серфит по тебе.

Оцените материал

Просмотров: 15688

Как оградить старые медиа от новых

Андрей Мирошниченко · 24/04/2012
Если читатели из соцсетей не переходят на страницы СМИ по анонсам – не нужны анонсы? Или не нужны СМИ?

©  OpenSpace.ru

Как оградить старые медиа от новых
Как у многих уважающих себя СМИ, у Associated Press есть руководство для сотрудников по поведению в соцсетях (Social Media Guidelines for AP Employees). Нормальное такое руководство, содержит разумные наставления, как сотрудники должны вести себя в соцмедиа, что и как публиковать от своего имени, кого лайкать, френдить, чтобы не подпортить репутацию агентства как независимого источника информации. И все бы хорошо, но именно из-за этого гайдлайна в ноябре 2011 разгорелся скандал, который как раз подпортил репутацию Associated Press как СМИ, радеющего об общественном интересе.


Твиттер разбушевался

14 ноября при разгоне протестующих из движения Occupy Wall Street полиция Нью-Йорка задержала нескольких репортеров, в том числе из Associated Press. Другие журналисты АР бросили сообщение об аресте коллег в Твиттер. Через день по корпоративной почте АР было разослано письмо с предостережением: «У нас есть сотрудники, которые твитнули сообщение об аресте коллег ДО ТОГО, КАК ЭТА НОВОСТЬ ПОПАЛА В ЛЕНТУ…» (Фраза так и выделена регистром в заметке New York Magazine, который первым написал об этом циркуляре АР.) Письмо напоминало о правилах АР в области соцмедиа и призывало всех линейных начальников срочно собрать своих людей и предостеречь их от таких действий в будущем.

Действительно, в руководстве АР по поведению в социальных сетях есть четкий запрет: не публиковать материалы, представляющие ценность для новостной ленты, прежде, чем они будут опубликованы агентством. И даже после публикации в ленте или иных форматах есть ограничения: сотрудники могут давать только ссылку на контент АРправилами это приветствуется, — но не должны копипастить сам контент.

Логика понятна: не раздавай даром то, что можно продать.

Твиттер взорвался негодованием и насмешками над АР. Лу Ферраре, автору циркуляра, который отвечает в АР за связи с соцмедиа, пришлось даже оправдываться. Он заявил, что циркуляр был вызван не только нарушением корпоративных правил, но и заботой о безопасности арестованных журналистов.


Миссия или бизнес?

Американские медиадеятели, особенно евангелисты новых медиа, еще долго потом перемывали косточки ретроградам и куркулям из Associated Press. Но казус с журналистским твитом об аресте, на мой взгляд, вскрывает куда более глубокое противоречие, возникшее в те времена, когда истеблишмент СМИ приватизировал общественную функцию и сделал из нее бизнес.

Традиционные СМИ, этот оплот демократии, много и пафосно говорят о качественном информировании читателей по всем горячим вопросам. Но если информирование общества, понимаемое и заявляемое как высшая цель, вступает в противоречие с бизнесом СМИ, что выберут лидеры медиа — миссию или бизнес?

Associated Press дало свой ответ.

В США этот ответ был воспринят тем более болезненно, что именно в истории с Occupy Wall Street традиционные СМИ столкнулись с непривычными для американцев ограничениями свободы слова. В результате именно гражданская журналистика новых медиа, выделив из своих рядов высококлассных кураторов-энтузиастов, наиболее полно, профессионально и свободно информировала общество по одному из самых важных вопросов повестки дня, сообщая о протестах и полицейской реакции. Старые СМИ не справлялись с политическими и технологическими вызовами. И тут, благодаря циркуляру АР, был нанесен еще один удар по репутации классических СМИ как стража демократии и свободы слова.

Оказалось, что страж склонен охранять нечто другое. И задача журналиста не в том, чтобы поставлять новости обществу, а в том, чтобы поставлять новости своей конторе.


Что происходит, если журналистика повсюду?

Это название одной из статей Мэтью Инграма (What happens when journalism is everywhere?). Удачная формулировка — в этом вопросе отражена самая суть конфликта между старыми институциональными СМИ и новой средой коллективного медийного самообслуживания.

Новая среда не конфликтует с первородными СМИ. Она использует их контент и лишает их бизнеса. В ответ первородные СМИ говорят о непрофессионализме, недостоверности и замусоренности новой среды, специально редуцируя ее качества до узкого диапазона, в котором проявляются недостатки, легко поддающиеся критике.

Если воспринимать интернет как свалку, то качество контента профессиональных СМИ действительно выглядит предпочтительнее. Но в реальности же никто из нас свалку не потребляет. Вход интернета в каждого из нас оборудован высококлассными фильтрами в виде закладок браузера и настроек френдленты. И закладки, и френды — проверенные личным опытом источники. Мне известна их адекватность и способность говорить правду. В результате достоверность монитора на моем столе на порядок превосходит достоверность любого СМИ. Даже сравнивать смешно.

Да, ложь, инсинуации и чепуха попадают в интернет в изобилии. Но если эти вранье и чепуха затрагивают значимые темы, вирусный редактор тут же бросается их испытывать и проверять, опять-таки привлекая все возможные свидетельства и компетенции. В результате факт-чекинг в моем мониторе тоже на порядки превосходит факт-чекинг любой редакции как по охвату привлеченных экспертов, так и по скорости реакции на ложь и ошибку.

И, наконец, о профессионализме. То, что в старой журналистике — профессиональный пафос и героическое расследование одиночек, для вирусного редактора — повседневное развлечение, рекрутирующее тысячи человеко-часов, в том числе от людей, обладающих такими уникальными свидетельствами и компетенциями, какие журналистам и не снились.

Но любые сравнения качеств старой журналистики и новой медийной среды — это абстрактный спор. Определяющим будет поведение читателя.
Страницы:

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:5

  • Xuan Li· 2012-04-25 16:11:17
    Много проблем еще не решатся.
  • Niebylo Tocelowe· 2012-04-25 19:56:04
    Всемогущие "мусорные барьеры", о которых говорил автор, работают только у человека заинтересованного или погруженного в медиа-среду. Обычный читатель очень вял и в соц сетях на него обрушивается вал мусора, здесь с Тимченко можно согласиться. У него нет компетентных агентов в СМИ, он плохо разбирается в том, какое издание более ангажированно. Профессия журналиста в эпоху веб 2.0 - не только давать объективную картину прошедшую редуты столкновения qui bono и ad astra. Не только выделять главное из общего информационного нойза. Не только поддерживать на плаву полезную для рефлексии обывателя повестку дня. Ее задача связать и подружить культурно образованную аудиторию жж, фейсбука и работников СМИ с людьми вне контекста (не вращающимися в медиа-среде), дать им поддерживать друг друга, а не множить между ними мины "внутряков" и "кто в теме". То, что мы видим сейчас - процесс обратный. Тимченко писала как "новостник". Новости поглощают все: от школьников до профессоров. А вот аналитика простым читателем воспринимается отвратительно. В первую очередь из-за дерьмового российского образования. Но вместо того, чтобы подтягивать аудиторию снизу, идти ей на встречу (я не про лайфньюз), журналисты начинают писать для журналистов и говорить о журналистах. Красное словцо, ярко выраженная рассудительная позиция дающая оценки, но не рисующая картину требует подготовки, которой у многих нет.
  • Jimmy Upperham· 2012-04-25 22:08:13
    А каким образом вы видите набрасывание мостиков между неподготовленной и подготовленной аудиторией?
    Журналист будет вынужден говорить не только об информационном поводе, но и об ангажементе и многих других вещах простым слогом?
    Что может стать пространством встречи внутреннего и внешнего круга потенциальных читателей?
    И вправду интересно.
  • Aleks Tarn· 2012-04-27 13:41:53
    С точки зрения читателя есть 2 типа информации.
    Тип1 - лично необходимая инфа: новости по профессии, по ближайшему окружению реципиента, касающиеся его объявления, полезные практические советы и проч. Ясно, что здесь требуется прежде всего качество и подробность, а потому обойтись анонсом не удастся в принципе. Это good news для традиционных СМИ.

    Bad news заключаются в том, что Тип1 - небольшая часть потребляемой инфы. Есть еще Тип2 - информация, потребление которой носит экзистенциальный характер. Декартовское "мыслю - следовательно, существую" следует исправить на "потребляю - следовательно, существую" (собственно, мышление тоже представляет собой вид потребления - информации). Потребление - это форма активного участия личности в жизни, а что есть экзистенция как не участие?

    При этом именно потребление информации обеспечивает личности наиболее полное переживание эффекта участия. Еще лет 30 назад эту услугу почти полностью предоставляли традиционные СМИ. Теперь они потеряли эту свою функцию, причем, безвозвратно. Социальные сети и блоги исполняют ту же роль куда удачнее и полнее (связь перестала быть односторонней, то есть эффект участия стал осязаемым, реальным). В Типе2 качество, подробность и точность информации отнюдь не являются первостепенными критериями - тут важны именно коммуникационные параметры (интонация, игра слов, эмоциональная окраска). То есть именно то, от чего традиционные СМИ шарахаются, как черт от ладана (и правильно делают, ибо Типу1 подобные параметры вредны). Ясно также, что удачные поставщики контента Типа2 (блоггеры) напрочь теряются, переходя в область СМИ, где действуют законы Типа1.
    Вот и вся недолга.
  • Niebylo Tocelowe· 2012-04-27 19:02:03
    Да. Мне кажется, что журналисту придется жертвовать менторским тоном и отсылами к "тем кто в теме". Я, опять же, говорю об аналитике. Думаю многим авторам это даже не повредит, потому что они стремятся к элитарности текста. Если сравнивать со старыми медиа, то это журнальная подача - не газетная. Соответственно мы имеем дело не только с информированием и исполнением журналистского долга, но и с обеспечением энтертэинментом мещанствующих буржуа. В какой степени это смешивается зависит от позиции и целевой аудитории медиа.
    Мостики, которые смогут соединить аудиторию, конечно же, существуют. Помню, что делал Лошак в "Профессии репортер". Он просто рисовал образы знакомыми красками, делал повествование как простым, так и слоистым (для разной степени понимания).
    Но видимо журналисты знаковых российских интернет-сми не часто хотят в народ. Оупэнспейс устраивает экстремальные туры с отдельными персонажами, но это, да уж простят меня авторы, на общем фоне выглядит как очередная вылазка Беара Гриллса на утеху жующим чипсы перед телевизором зрителям. Я вижу под каждым материалом герб галереи с надписью "для интеллигенции" и создается впечатление, что читая материалы я просто перелистываю эстампы. Дело в интонации, в подаче, в отношении.
    Как с этим бороться? У меня нет четкого представления. Люмпенизация - не выход. Но диалог с "простым человеком" (сами два слова уже намекают на странность ситуации) должен быть диалогом. Мы его слышим, но прислушиваемся ли мы к нему, берем от него советы? Нет. мы только поучаем его. Для нас народ - необразованное и злое быдло, а мы для него разве можем быть солнцем в таком случае?
    Блоги - это вообще отдельный разговор. Для них не требуется журналистская этика. Ее наличие - необязательная инициатива автора. Главная задача блогера - развлекать и захватывать. ЖЖ начала нулевых больше нет. Те, кто ищет объективную информацию в блогах, где нет редактуры и верификации, как правило сталкиваются с огромных количеством мусора, необоснованных аргументов и голословности. Это не СМИ.

    Про новости и интеграции в социальные сети... К этому пока нет однозначного отношения. Технологии презентации материалов в социальных медиа меняются чуть ли не раз в квартал. Но пробегать глазами по заголовкам, лично для меня, занятие странное, если я пытаюсь разобраться в ситуации.
Все новости ›