Cтоит ли желать поражения любому правительству в любой ситуации только за то, что это правительство?

Оцените материал

Просмотров: 8665

Настал его Time

Владислав Тарнопольский · 15/12/2010
Джулиан Ассанж признан человеком 2010 года в голосовании на сайте журнала Time

Имена:  Джулиан Ассанж

Хакер со стажем, в прошлом судимый (в будущем, вероятно, тоже), Джулиан Ассанж со своими разоблачениями попал в точку. А также — пусть на время — в лондонский следственный изолятор и — с огромным перевесом — в лидеры читательского голосования журнала Time. Какой бы приговор ему ни грозил, мировой дипломатии грозит публичная казнь. Причем поэтапная. Как бы то ни было, процесс уже пошел и, кажется, набирает силу. А вот обратной силы не имеет.

Если когда-нибудь про Ассанжа напишут в «ЖЗЛ», наверняка в биографии можно будет найти такие строки: «С самого детства маленькому Джулиану вместе с матерью приходилось постоянно скрываться от отца-сектанта — к 14 годам он сменил 37 адресов. Детские впечатления и привычки отложились в душе мальчика на всю дальнейшую жизнь». Действительно, последние недели до ареста даже друзья (число которых у Ассанжа, впрочем, уже перевалило за миллион) не знали его точного местонахождения: чтобы раскрыть взрывоопасные материалы, основателю Wikileaks пришлось скрыться самому.

Но стремление «показать все, что скрыто», может привести к непоправимым последствиям. И ладно, если бомба окажется только информационной. Но что может произойти после публикации на Wikileaks списка особоохраняемых стратегических объектов в мире, видимо, одному Ассанжу неизвестно. В документах можно подчистить имена дипломатов (хотя рискну предположить, что наиболее заинтересованные стороны вычислят их без особого труда). Однако совершенно не важно, кто именно назвал Хамида Карзая «параноиком». Важно, что это был дипломат из США. И хотя Wikileaks утверждает, что рассекреченные материалы не несут для кого-либо непосредственной угрозы, едва ли хоть кому-то публикация этих отчетов пошла на пользу.

В истории с Wikileaks налицо дыра в законе. Навскидку ситуация выглядит приблизительно так: США не могут обвинить Ассанжа в госизмене, потому что он не является гражданином США. Австралия не может его арестовать, потому что он не раскрывал секреты Австралии. Вот и получается, что выписать ордер смогла только Швеция. 26 июля Wikileaks публикует материалы о войне в Афганистане. 20 августа против Ассанжа выдвинуты обвинения в изнасиловании. Уже 21 августа дело закрывают (после того как Ассанж заявляет о политическом преследовании). Не знаю, как насчет возбуждения, но в приостановке дела политическая подоплека просматривается. Вскоре дело возобновлено, 29 ноября Wikileaks публикует четверть миллиона секретных документов, а 1 декабря Интерпол объявляет Ассанжа в международный розыск. Наконец, 7 декабря Ассанж сам является в полицию, после чего его неделю не отпускают под залог. Тем временем глава Пентагона Роберт Гейтс замечает, что задержание Ассанжа — «хорошие новости». Немудрено, что эта ситуация дала возможность Путину говорить о проблемах с демократией в США (как бы забывая о том, что через неделю будет вынесен второй приговор Ходорковскому).

На повестке дня вопрос: можно ли считать деятельность Wikileaks журналистикой? Ведь любой хороший политический журналист имеет свои источники в полузакрытых структурах. Но одно дело — журналистское расследование, скажем, конкретного коррупционного сговора и публикация изобличающих документов. Другое — когда в сеть вываливается все подряд. Если нет ни отбора информации, ни ее профессиональной подачи, это больше напоминает продающиеся в переходах базы данных. 80 процентов слушателей «Эха Москвы», самой либеральной российской радиостанции, считают, что обнародование секретных документов на Wikileaks (подчеркиваю, не двух-трех разоблачений, а всей секретной переписки) «скорее полезно». «Желать поражения своим правительствам», конечно, можно, но стоит ли желать поражения любому правительству в любой ситуации, только за то, что это правительство?

Есть такая телепередача «Детектор лжи» и анекдот про нее:

— Вы скрываете что-то от родственников?
— Да.
— Вы изменяли жене?
— Да.
— Вы брали взятки?
— Брал, и не раз.
— Вы убивали людей?
— Да.
— Вы отсидели за это в тюрьме?
— Нет, я подкупил судью.
— Вы сожалеете о содеянном?
— Нет, ничуть.
— Поздравляем, вы честный человек и получаете миллион!


В случае с Ассанжем получается и того лучше: он претендует на звание самого честного человека, раскрывая секреты других. Но поражает в этой истории совсем иное — не факт утечки, не арест Ассанжа и не сравнение российских президентов с Бэтменом и Робином. Wikileaks собирается опубликовать документацию нескольких американских банков. Едва прошла эта информация, их акции стали падать в цене, хотя публикация еще не состоялась! Значит, акционеры настолько уверены, что в их банках окажется не все чисто? После публикации Wikileaks это уже нельзя будет проигнорировать, а так эти нарушения никакая не тайна?

В августе Ассанж подписал договор о сотрудничестве с Пиратской партией Швеции (партия с таким названием, между прочим, имеет два мандата в Европарламенте). Она выступает за либерализацию авторского права и свободное использование любой информации в некоммерческих целях. По сути, Ассанж этим и занимается — свободным использованием любой информации. А с момента замораживания всех счетов Wikileaks эта деятельность стала некоммерческой.

Получается, то, что делает Wikileaks, — и не коммерческая, и не тайна. Просто благодаря Ассанжу все нетайное становится явным. Посмотрим, станут ли эти разоблачения поводом для глобального дипломатического похолодания: как дальше будут развиваться события, вновь покажет Time. Но одно в мире уже точно изменилось — Ассанж потеснил с верхних строчек таймовского рейтинга Леди Гагу. И за это ему можно сказать спасибо.

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • voblavobla· 2010-12-15 17:50:02
    какой-то глупый совсем и бессмысленный текст
Все новости ›