Засыпая, вы понимаете, что над смыслом категорического императива философа Дугина «Россия будет великой, либо ее не будет вообще!» можно размышлять еще очень долго.

Оцените материал

Просмотров: 13282

Может, вы что-то упустили? 4 февраля на ТВ

Анна Голубева · 06/02/2012
Страницы:
 

©  Андрей Попов / РИА Новости

Митинг на Поклонной горе. Выступление Сергея Кургиняна

Митинг на Поклонной горе. Выступление Сергея Кургиняна

Маленькие детали

Про «сторонников режима» (так ведущая условно обозначила пришедших на Поклонную) в «Неделе» рассказывают не так и не то, что другие каналы. Вот нескончаемый поток уходящих с митинга на Поклонной уже через несколько минут после его начала. Вот токарь Валерий Трапезников сообщает, что не жалеет о своем эмоциональном выступлении в Екатеринбурге, а несинхронный дуэт братьев Нестеровых предъявляет автору сюжета Вадиму Кондакову наглядную агитацию за кандидата Путина ручной работы. Находится даже место и для учительницы Елены Артемьевой, дерзнувшей признаться, что работников школы обязали идти на Поклонную, и для ответственного за телефон доверия Общественной палаты Олега Волкова, подтвердившего, что звонков о подобных фактах было несколько десятков. Жалко, что все это скороговоркой, — остается чувство, что вы что-то упустили.

О митинге на Болотной «Неделя» РЕН тоже говорит немного иначе, чем другие каналы. Туда, оказывается, пришли не только националисты и буддийские монахи с барабанами, но также клоун, австралийский турист, человек на ходулях и сторонники Сергея Мавроди с флагами «МММ» — один из держателей под некоторым нажимом со стороны корреспондента РЕН Романа Супера признает Мавроди политзаключенным. Кандидат Прохоров оказывается менее сговорчивым, уклончиво отвечая на смелый вопрос РЕН о подштанниках. Здесь дают слово Дмитрию Быкову, Юрию Сапрыкину и Ольге Романовой; показывают — правда, сумбурно и галопом — автомобильную акцию «Белое кольцо». И в общем, у вас возникает впечатление, что корреспондент Роман Супер полагается на коллег с других каналов, которые ведь расскажут, что и как там было на Болотной, а он может заняться деталями, украсить цукатами скучное блюдо дня.

Следя весь день за репортажами с митингов, вы перестаете различать, где какой телеканал, но сразу определяете по картинке, где какой митинг. Если много российских флагов и напечатанных типографским способом транспарантов с именем Путина — это Поклонная. Если никаких транспарантов с именем Путина нет, а есть белые шарики, зеленый крокодил и человек в костюме танка — это Болотная. В толпе на Поклонной операторскому глазу, видимо, поживиться нечем, зато здесь пир уха: ораторы здесь точно речистее «болотных» — чего стоит один только громовержец Кургинян. А писатель Проханов, с его поэтическим определением оранжевого — «цвет собачьей мочи на снегу» — и научно-фантастическим требованием, «чтобы наш русский звездолет летел к Марсу»! Засыпая, вы понимаете, что над смыслом категорического императива философа Дугина «Россия будет великой, либо ее не будет вообще!» можно размышлять еще очень долго.


Воскресенье, 5 февраля

Проведя у телевизора всю субботу, оставшийся выходной вы посвящаете другим делам и возвращаетесь к телеэкрану только после ужина. Итоговая передача канала «Россия-1» «Вести недели» в 20:00 сообщает, что в общей сложности на улицы России в субботу вышло митинговать около 230 тысяч человек. Далее вас накрывает ощущение дежавю: вот репортаж о митингах Андрея Медведева, за ним идет поучительный урок истории (как мирный Февраль 17-го обернулся кровавым Октябрем) вперемежку с поучительными цитатами из Александра Солженицына, затем — поучительные примеры того, к чему приводят современные уличные выступления в Египте. То же и чуть ли не в том же порядке вы уже видели и слышали в этой передаче в декабре — то ли после Болотной, то ли после Сахарова, то ли оба раза?

Есть, однако, и новое. Если прислушаться, почти все сентенции из Солженицына о Феврале 1917-го (сходство с ним нынешнего февраля подчеркивает в своем сюжете Андрей Кондрашов) упрекают тогдашнюю царскую власть за вялость, нежелание и неспособность себя защитить, бездействие, нерешительность; за то, что она, боясь кровопролития, не дала отпора вышедшим на улицы и не решилась применить против них силу. Все это прописывается на экране черным по красному и озвучивается дикторским голосом — этими пространными укорами в адрес нерешительной власти сюжет перемежают раза три, не боясь утомить зрителей. Смело, соображаете тут вы. Даже дерзко. Если авторы передачи госканала способны с помощью Солженицына преподавать такие внушительные уроки не только митингующим, но и власти — зря все говорят, что на государственном телевидении никто пикнуть не смеет.

«Воскресному Времени» на «Первом канале» тоже есть чем вас удивить. Ведущий Петр Толстой с ходу заявляет: «Гражданское общество вышло на улицы». Еще несколько недель назад здесь вроде намекали, что обычно на улицы выходят известно чьи наймиты и что уличные выходы кончаются известно чем (как, например, в арабских странах), а теперь вот как. Впрочем, все мы иногда бываем непоследовательны — сами же граждане, судя по репортажам с Поклонной, в субботу выходили туда с плакатами «Мы не арабы». Вдобавок выясняется, что митинг на Поклонной проходил под лозунгом «Не дадим развалить страну», хотя вчера поминался другой лозунг. Впрочем, замечание ведущего, что вчерашние митинги, по сути, «противостояние двух систем ценностей», сразу же многое вам объясняет.

У «Центрального телевидения» на НТВ для этого другое название — митингующих они делят на «поклонных и непоклонных», а сюжет о двух больших столичных митингах в передаче разыгрывают как перекличку между репортером с Болотной и репортером с Поклонной. Это позволяет рисовать очень наглядные параллели. Вот люди на Болотной называют себя и говорят, зачем сюда вышли, — а вот люди на Поклонной отворачиваются от камер и закрывают лица. Но это вас как-то сразу и смущает. Особенно когда репортеры переходят с неизвестных на известные личности, сопоставляя готовящуюся выступить на Болотной симпатичную писательницу Улицкую и готовящегося выступить на Поклонной и, видимо, несимпатичного кому-то писателя Проханова. Совсем становится туго, когда на Поклонной доходит до выступления симпатичной Татьяны Тарасовой, прямо и откровенно поддерживающей Путина. То, что освещать Болотную НТВ отправило лирическую Екатерину Гордееву, а Поклонную — язвительного Алексея Кудашова, усиливает погрешность эксперимента. Оказывается, что на Болотной собрались если не сплошь умницы и пусики, то однозначно не овощи, там была «самая лучшая в жизни толпа» — по крайней мере в жизни писательницы Улицкой. А какая на Поклонной толпа собралась, трудно сказать — подбирать эпитеты для нее даже язвительный Кудашов не стал. Весьма вероятно, думаете вы, все было точно так, как задумал автор идеи, — но кабы он поменял репортеров местами, это было бы намного убедительнее.


Переход на личности

Переход на личности вас тем не менее радует — приятнее все-таки, когда диалог ведут не площади или системы ценностей, а живые люди вроде Ксении Собчак с Анатолием Вассерманом и Валерием Трапезниковым в той же «ЦТ» или они же в большой компании участников передачи «НТВшники». И не только потому, что митинги федеральное телевидение показывает уже месяца два, а их обсуждение — впервые. Просто даже на большом федеральном экране заметно, что у живых людей, пусть они и отстаивают разные ценности, иногда выходит друг друга расслышать.

Особенно это заметно вам в студии передачи «Первого канала» «Гражданин Гордон», где собрались обсудить прошедшие митинги Сергей Кургинян, Ольга Романова, Александр Архангельский, Эдуард Багиров, Александр Секацкий и Андрей Кончаловский. Вы согласны с ведущим Александром Гордоном, что вот получается же иногда говорить спокойно даже таким оппонентам на такие темы. Вы почти умиленно отмечаете, что и сам гражданин ведущий говорит сегодня не как психиатр с тяжелыми пациентами, а как снисходительный учитель с небезнадежными детьми, которым надо найти ответ на вопрос контрольной задачи. Он только один раз терпеливо напоминает, что речь идет о судьбах нашей с вами страны, призывая отыскивать в этой студии консенсус и предлагать план действий.

Разглядывая это негромкое собрание (даже Кургинян не выглядит тяжелым пациентом), вы гадаете: в Гордоне тут дело или в том, что все уже накричались на митингах?

Или вообще зря эти граждане неделями мучились, организуя митинги, и часами мерзли на морозе, раз о судьбах нашей с вами страны можно за час с небольшими рекламными паузами договориться прямо в студии федерального телеканала под присмотром внятного ведущего?

Одно мешает: все это время находящаяся в той же мирной мизансцене Ольга Романова отчего-то молчит, вообще никак не участвует в дискуссии и поисках плана действий. Может, вы чего-то упустили? Не исключено — особенно если у вас только федеральное телевидение и нет интернета.
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:3

  • Anton_Khitrov· 2012-02-07 18:14:40
    На Болотной тоже говорили о Поклонной - просто гонка вооружений какая-то
  • Alexandr Butskikh· 2012-02-07 20:59:52
    Не нравятся мне выступающие на Поклонной и на Болотной.
    Но идентифицироваться с людьми на Поклонной просто невозможно. Разве что стать каким-нибудь tridi.

  • Владимир Тактоевский
    Комментарий от заблокированного пользователя
Все новости ›