«Дождь» нужен Медведеву не для завоевания новых сторонников, а для выяснения отношений то ли с Путиным, то ли с федеральными телеканалами, то ли с самим собой.

Оцените материал

Просмотров: 68392

Апрельский Дождь

Олег Кашин, Александр Морозов · 26/04/2011
Страницы:
     


Кругом одно предательство

Александр Морозов

Синдеева сильно провинилась.

Через десять минут после того, как на YouTube повесили ролик «Дмитрий Медведев входит в студию Дождя», там появились первые комменты. Они похожи. Суть их выражена, например, в этом: «Все-таки умеет наша власть быть благодарной за сервильность! Одно правильное движение с «Поэтом и гражданином» — и президент уже у вас. Будете хорошими мальчиками — скоро получите федеральную частоту, а Синдеева — мигалку». Вокруг Медведева стягивают три облака негодования. Первое — общенародно-скептическое — сводится к тому, что «Медведев и Путин — один черт». Второе — пропутинское. Мол, Путин — это сила и мощность, а Медведев — слабак и «продал ливию» / «отдал сталина на растерзание юргенсу». А третье — профессионально-оппозиционное: «Пусть не притворяется либералом. Ни пяди родной свободной земли не отдадим врагу».

История с прогрессивным интернет-телевидением «Дождь» проходит как раз по третьему пункту. Образно говоря, после десятилетия Путина вся обозримая нами равнина лежит поруганная, несвободная, нет ни одной институции, ни одного уголка, где бы к черенку живой жизни тиран и его приспешники не привили бы побег лжи. Свободная земля стала теперь «градом небесным». Здесь ее нет нигде. И теперь и не может быть. Вся она только мыслима. Ничего удивительного в этой гностической картине мира нет. Поскольку она уже однажды была — в позднем СССР. В конечном счете для этой картины мира самым существенным становится постоянное соотнесение и себя, и всех окружающих с этим «небесным градом свободы». Главной темой обсуждений становится «А не совершили ли мы уже предательство?». Последовательная позиция недавно была выражена замечательной Еленой Фанайловой здесь, на OPENSPACE.RU: никакого компромисса, никакого сотрудничества с властями! В конечном счете, это мировоззрение поднимается до высоких градусов кипения, до настоящей эсхатологии: «пусть все земное вообще сгорит в очистительном огне», поскольку здесь, в земной нашей юдоли, нет ничего, кроме антихриста. Ну, в том случае, если вы агностик, то можно это же выразить словами Фуко или Жижека. Кругом одна «распределенная власть», проникшая во все поры, во все щели и уголки. Да, собственно, и нет ничего, кроме «власти», которая мутно колышется, как желе, заполнив собой все пространство социального… Для просвещенного ультражижека вся социальность так устроена, что разницы между Касьяновым и Путиным — никакой. Если она и есть, то стремится к нулю. Равно как нет разницы и между Алексеем Навальным и Сергеем Минаевым. Оба они «проекты распределенной обезличенной власти».

При этом попадаются люди, решившие сделать персональную инвестицию в Медведева. Например, проф. Аузан. Или, допустим, Павел Гусев. Или даже — о ужас — Алексей Навальный. Или вот Павловский. О котором пару дней назад я прочитал в «Независимой газете»: «…и даже лидеры либерального лагеря Аркадий Дворкович и Глеб Павловский… и т.д.» (читая это, я даже схватился за ручку кресла: во как дело-то повернулось, какая тут высокая турбулентность…).

Во что делается эта инвестиция? Да кто ж его знает. Разве есть какие-то гарантии, что Д.А. Медведев не скурвится за первые два года своего второго президентского срока? И из него не вылезет еще более страшный инопланетный монстр, чем когда-то из Путина?.. Гарантий, разумеется, нет.

Кейс Синдеевой заключен в следующем. Вы начинаете что-то делать, стремясь расширить «пространство свободы». Это может быть интернет-телевидение, журнал. Или даже публичные лекции в обновленном Политехе. Или вы можете написать роман. Ужас в том, что «Медведев придет к вам». («Вы стираете? Тогда мы идем к вам».) Ну, или вас пригласят к Медведеву. Как «великих писателей земли русской». И вам придется мучительно размышлять: идти ли на «совет нечестивых» или сказаться больным и в отъезде. Это решение придется принимать именно в контексте «персональной инвестиции». Разумеется, в рамках одного литературного кружка, занимающего пространство одного московского кафе, можно принять высокое решение не сотрудничать с властью ни-ко-гда (!) и резко осудить всякий коллаборационизм. Но если у тебя газета, киностудия, think-tank или даже обычная общеобразовательная школа или больница, то в общем-то трудновато позиционировать себя как интеллигента-эсхатолога («пусть все рухнет и на его месте воздвигнется новый мир») или занять позицию просвещенного ультражижека. Как ни крути, а в целом, т.е. «социологически», образованные классы любого общества в такой волнительный момент, как у нас сегодня, неизбежно совершают свою инвестицию. Если они делают ее непоследовательно, то ничего страшного не происходит. Просто они потом разделяются на две части — 2 млн в эмиграции, а остальные 5 тыс. на комсомольском селигере преподают основы стихосложения рабочей молодежи.

Персональную инвестицию можно сделать и в Гарри Поттера. Конечно, он не будет главой исполнительной власти в РФ в 2012—2018 годах. Но это и не имеет значения. Если у тебя есть какая-нибудь надежная «субкультура», то можно спокойно пережить хоть пять тиранов за время своей жизни. Но если ты мыслишь себя частью российского образованного класса в целом — да еще и с опытом истории ХХ века, — то инвестиции в Гарри Поттера отпадают. Выбор сужается до «зло» и «меньшее зло».

Придется инвестировать в Медведева.

Автор — директор Центра медиаисследований Института истории культур; ведет блог amoro1959 в LiveJournal.com
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:10

  • Владислав Ларионов· 2011-04-26 13:10:28
    "Выяснить отношения с самим собой" с помощью "оппозиционного канала"?Салон княгини Марьи Алексеевны( Синдеевой)- оппозиционный канал?Бог с Вами!
  • upatov· 2011-04-26 13:31:36
    достоевсковское словоблудие без достоевсковских мыслей
  • varhivah.net· 2011-04-26 14:39:16
    Но как вы спелись!
Читать все комментарии ›
Все новости ›