Оцените материал

Просмотров: 3531

Эдна Бьюканан. Тени прошлого

Ксения Букша · 21/04/2008
Читая роман, понимаешь, что Америка все-таки не настолько ужасное место, каким предстает по романам Тома Вулфа. Например, там прекрасные дороги
Читая роман, понимаешь, что Америка все-таки не настолько ужасное место, каким предстает по романам Тома Вулфа. Например, там прекрасные дороги
«Тени прошлого», детектив лауреата Пулитцеровской премии Эдны Бьюканан, — шестой роман из серии про отдел нераскрытых убийств (полиция Майами). Я очень люблю таких авторов и такие детективы, как будто специально созданные для экранизации. Имеется команда полицейских — набор типажей, каждый со своей историей. Имеется преступление, а то и целая гроздь уголовных дел, как это и бывает в реальной полиции, — и тут еще надо разобраться, не связаны ли дела между собой. Язык ясный и внятный: разные авторы пишут лучше или хуже, но не уходят в сторону и не красуются — повествование для них лишь средство. И главное (для меня): в таких детективах обычно много быта и нравов. Быт — это предметная часть, то, как было совершено преступление, в каких условиях оно раскрывается. Нравы — мотивы преступников, характеры полицейских, свидетелей и других участников игры.

Эдна Бьюканан — один из самых добросовестных представителей подобного жанра. В «Тенях прошлого» на команду из отдела нераскрытых убийств сваливается сразу несколько дел, не имеющих срока давности: убийство энергичного бизнесмена и общественного деятеля, совершенное в начале шестидесятых; семь мертвых не то младенцев, не то плодов в подвале дома этого бизнесмена; расстрел родителей одного из полицейских. В ходе следствия вскрывается еще несколько темных историй, виновники которых так и не понесли наказания. Райли (женщина-детектив, начальник отдела) не задумана гениальным сыщиком — она лишь хорошо выполняет свою работу. Поэтому не следует ждать от «Теней прошлого» эффектных головоломок: догадываться начинаешь постепенно, но всех подробностей не знаешь вплоть до последних страниц. А там все концы крепко увязываются, и остается только наслаждаться умением автора сделать сюжет. Кстати, кроме раскрытия преступлений, в романе есть и любовные интриги. Они намечены пунктиром, но характеры все яркие, и влюбленным хочется сочувствовать.

И вот еще что: юмор. Мой отец называет такой юмор «американским», но я думаю, что его можно встретить на всех континентах. Если вам приходилось бывать в ординаторской большой больницы или в торговом зале инвестиционной компании — если вы когда-нибудь трудились в местах, где много интенсивной и сложной работы, — этот вид юмора вам, конечно, знаком. Иногда — бодрая реплика по ситуации («Не называй их сиамскими близнецами, это неполиткорректно, говори — «сросшиеся»). Иногда — более-менее идиотская профессиональная шутка (полицейский Корсо рассадил по всему управлению ростки конфискованной марихуаны: «О господи, а я ее еще поливала!» — «Но ведь вы говорили, что у нас мало зелени».)

Именно юмор делает «Тени прошлого» художественной прозой. Читая роман, понимаешь, что Америка все-таки не настолько ужасное место, каким предстает по романам Тома Вулфа. Например, там прекрасные дороги. Опрос четырех свидетелей в четырех разных частях Америки представляется не более чем легкой командировкой. Кроме того, там отличный климат. Особенно в Майами.

Эдна Бьюканан. Тени прошлого. М.: АСТ, 2008
Перевод с английского Н. С. Ломановой

 

 

 

 

 

Все новости ›