Оцените материал

Просмотров: 6873

Лесли Форбс. Лед Бомбея

Ксения Букша · 26/08/2008
Если составлять списки «лучших детективов нашего времени», «Бомбейский лед» будет там обязательно
Если составлять списки «лучших детективов нашего времени», «Бомбейский лед» будет там обязательно
В холлах аэропортов, гостиниц и банков можно увидеть часы с несколькими циферблатами: Гонгконг — Париж — Москва — Нью-Йорк, такая вот романтика глобализации. Национальные особенности никуда не делись, но стали доступнее, дешевле и на первый взгляд безопаснее — если забыть о «горячих точках». Тем не менее можно не ограничиваться протоптанными туристическими тропами и свернуть немного в сторону, и тогда приключения у вас на носу. Именно этим и занимается журналистка Розалинда, приехавшая на родину предков, в Индию, чтобы расследовать, не Синяя ли Борода муж ее сводной сестры. Сестра подозревает, что ее муж-режиссер отправил свою первую жену на тот свет, а жить с таким человеком несколько неуютно. В процессе расследования неуютно становится самой Розалинде. Пытаясь узнать, кто убийца, она невзначай раскапывает сор, вынесенный из ее собственной избы.

Перед нами мастерски сделанная коммерческая книга, в которой есть все, что нужно хорошему детективу, и даже более того. Прежде всего, много точных наблюдений за жизнью индийцев — и без всякого детективного сюжета читала бы эти этнографические заметки с огромным интересом. Правда, в Индию после них ехать не хочется: слишком уж живописны эти бордели, рынки и жестянки с теплой подгнившей водой. Страна выглядит одновременно ярко-пестрой и грязной, как куча современного мусора. Еще одна важная находка — синхронизация сюжета и погоды. В точности как в пушкинской «Сказке о рыбаке и рыбке»: сначала море слегка разыгралось, а потом на нем черная буря. Начинается муссон, и в какой-то момент воды вокруг становится слишком много, так что героиня прямо-таки тонет в ней. Кроме этого, Индия для автора — страна кино. Шаблонные киношные погони и биографии оборачиваются подлинными (повод поразмышлять о том, что есть реализм в искусстве). Самая же большая трудность, связанная с Индией, заключается в том, что для тамошних жителей смерть не проблема.

И на Западе жертвуют жизнью, но по крайней мере осознают ценность такой жертвы (особенно если процесс жертвования растягивается на долгие годы). И в христианстве есть слова «отмучился», «ушел в лучший мир», но они скорее утешение, а на деле люди все-таки стремятся побыть здесь подольше. В Индии же смерть как будто желанна, ее на самом деле, в быту, без фокусов считают лучшим выходом. По крайней мере из книги Лесли Форбс можно сделать именно такой вывод. Задаешь себе вопрос: как может существовать великий народ с таким пренебрежением к жизни? Кстати, этот вопрос в некоторой степени относится и к нам, россиянам. Постепенно начинает вырисовываться главный вопрос, поначалу скрытый густыми слоями «болливудских» спецэффектов: что такое преступление в эпоху глобализации, в эпоху, когда все смешивается? Как быть, если отношение к убийству, насилию, гомосексуализму в разных точках земного шара полярно? И речь не о законах — как быть, если в сердцах людей нежность или ненависть вызываются настолько разными вещами?

В общем, перед нами вдумчивый, но эффектный коммерческий триллер, который критики совершенно справедливо сравнивают с произведениями Умберто Эко и Питера Хега. Эко и Форбс — не Достоевский, об этом и речи нет; но если составлять списки «лучших детективов нашего времени», то «Бомбейский лед» будет там обязательно.

Лесли Форбс. Лед Бомбея. СПб.: Азбука-классика, 2008
Перевод с английского С. Минкина

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • fenya-fenya· 2008-08-27 16:44:55
    Хотелось бы обратить внимание автора сей рецензии на то, что "Лед Бомбея" уже выходил на русском, 2004 год, издательство АСТ. В качестве более актуального информационного повода предлагаю "Пробуждение Рафаэля" той же Лесли Форбс, 2008 год. Кстати, между этими двумя книжками была еще одна - "Рыба, кровь и кости".
Все новости ›