То, что озадачило Перельмана на саратовской олимпиаде 1980 года, будет тревожить его всю жизнь.

Оцените материал

Просмотров: 38046

Совершенная строгость. Григорий Перельман: гений и задача тысячелетия

Маша Гессен · 23/03/2011
OPENSPACE.RU публикует отрывок из книги МАШИ ГЕССЕН о самом загадочном русском ученом

Имена:  Григорий Перельман · Маша Гессен

Фрагмент обложки книги «Совершенная строгость»

Фрагмент обложки книги «Совершенная строгость»

Книга Маши Гессен о Григории Перельмане принадлежит к распространенному во всем мире, но чрезвычайно редкому в России жанру. По сути, это объемное журналистское расследование, попытка разобраться в запутанной и темной истории с присуждением математику премии Института Клэя за доказательство гипотезы Пуанкаре, с его отказом от этой премии (и от Филдсовской медали). В поисках объяснения автор не только пытается восстановить биографию Перельмана, но и демонстрирует более широкую перспективу, рассказывая о том, как было устроено математическое образование в СССР, позволяя широкому читателю заглянуть в мир математических школ и в их своеобразную субкультуру, которая, кажется, впервые становится предметом исследования, рассчитанного не «на своих». Перед вами отрывок из четвертой главы книги — о колмогоровском интернате и Всесоюзной математической олимпиаде в Одессе. Книга выходит в издательстве Corpus.


Осенью 1981 года Александр Абрамов, молодой тренер советской сборной на Международной математической олимпиаде, приехал в Ленинград, чтобы встретиться с Рукшиным и узнать, кто из подопечных последнего мог бы стать членом команды СССР. У Рукшина уже была репутация блестящего наставника. Он назвал два имени: Григорий Перельман и Александр Левин. Оба в тот год заканчивали школу, и это был их последний шанс попасть на международные состязания.

Члены рукшинского кружка считали Перельмана несомненным номером один, выиграть у которого не может никто, а Левина — номером два, уверенно идущим на расстоянии корпуса-двух за Перельманом. Городская олимпиада это подтвердила. Будучи подростками, да еще воспитанниками Рукшина, члены кружка рассудили, что Перельман и Левин — два сильнейших олимпиадных математика огромного СССР.

Если верить Рукшину, потенциал Левина был равным перельмановскому или даже превосходил его. И все же Левин уступал во многих отношениях. «Родители Левина не понимали, что это значит — быть математиком, — объяснил мне Голованов (Александр Голованов — соученик Григория Перельмана по математическому кружку Ленинградского дворца пионеров. — OS). — Мать Гриши это очень хорошо понимала, а они думали, что изучение математики может быть полезным сыну, например, для карьеры инженера». Другими словами, они не видели смысла в слепой страсти к математике, которую Рукшин пытался передать своим ученикам. Родители Левина считали, что сыну следует достойно окончить школу. «Он в десятом классе хорошо учился... и не всегда ходил на кружок, — вспоминал Голованов. — Это глупая история — как незакрытая дверь, из-за которой Константинополь взяли. Алика погубила его старательность». (Голованов напомнил о калитке в крепостной стене, оставленной византийцами незапертой. Эта оплошность привела к захвату города турками в XV веке.)

Это действительно странно: крайне редко, вопреки всему, олимпиадная задача всплывает где-нибудь еще. Но это все же случается: поскольку у каждой задачи есть автор и за ней стоит идея, исключить повтор невозможно.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:14

  • Савунов Василий· 2011-03-23 18:14:56
    отличная статья!
    спасибо!
  • lord-rone· 2011-03-23 19:10:29
    Интересно. Хотя, конечно, логические пики вроде
    "...чувствовал, что решается его судьба"
    кальки с американского. И очень уж бьют по глазам. Это у них там сильна вера, что "выбор колледжа - самое главное решение в жизни". У нас действительно вопрос "Было бы гораздо интереснее спросить у меня, где теперь все, кто там бы." - интереснее.
  • trepang· 2011-03-23 22:06:55
    так "Безупречная строгость" или "Совершенная строгость"? На обложке "Совершенная".
Читать все комментарии ›
Все новости ›