Поэзия – область свободы, а для равенства и братства места там, похоже, не остается.

Оцените материал

Просмотров: 12476

От силы десять

Михаил Айзенберг · 10/05/2011
Идеальных антологий не бывает. И антология «Русские стихи 1950–2000 годов» не идеальна. Но это совершенно новый жанровый опыт, и к нему стоит отнестись очень внимательно

©  Настя Баржа

От силы десять
«Вы что, какой там к черту фестиваль!/ Нас в русском языке от силы десять». Крепко сказано! Многие, я уверен, готовы в сердцах присоединиться к этому предсмертному окрику Льва Лосева. Не только авторы, читатели тоже, и в первую очередь.

Счет авторов, которых как будто нельзя не учитывать, с десятков переходит на сотни. Это так раздражающе непривычно, что вопрос напрашивается резкий и крайне неприятный: а не перестает ли сама поэзия быть делом, которое нельзя не учитывать?

Году в 2002-м писатель В. Курицын затеял общественный опрос относительно лучших поэтов. Лучших поэтов оказалось 278. Так это когда было!

В такой ситуации задача любого критика, куратора или составителя как будто ясна и совпадает с первым этапом детективного расследования: предельно сузить круг подозреваемых.

Но вот вышла книга, решающая эту задачу очень своеобразно: «число Курицына» там не сократилось, а возросло почти вдвое. Я говорю о двухтомной антологии «Русские стихи 1950–2000 годов».

Любая антология отчасти химера и располагается где-то на полпути между энциклопедией и альманахом. Идеальных антологий не бывает. И антология «Русские стихи 1950–2000 годов» не идеальна. Но это совершенно новый жанровый опыт, и к нему стоит отнестись очень внимательно.

Во-первых, здесь отсутствует неизбежный, казалось бы, дефект любой антологии, где на малом пространстве сходство заметнее различий и стихи одного времени становятся удручающе похожи друг на друга. Объем книги под стать энциклопедии, но по типу она ближе к альманаху, то есть авторскому высказыванию составителей. Само прочтение русской поэзии второй половины двадцатого века превращается в своего рода текст – и текст достаточно цельный. Перед нами не свалка фрагментов, не клочки, выдранные из авторов разного рода и уровня, а какой-то особый корпус.

Отсюда одно удивительное, даже загадочное, свойство двухтомника. Как правило, любая антология, даже небольшая, скорее справочный материал, и мало кому придет в голову читать ее от первой страницы до последней. Наша антология огромна, почти две тысячи страниц, но ее физически возможно прочесть и даже хочется это сделать, не откладывая в долгий ящик. Почему?

Вероятно, на читателя как-то действует и количество затраченных усилий, но прежде всего – качество этого труда: любовное внимание, бережная кропотливость. Что-то вроде исполнения завета всеобщей любви в границах одного издания.

Антология – заметное место. И составители вывели на это место десятки полузабытых, забытых или вовсе неизвестных авторов, чтобы сохранить и продолжить их жизнь.

Составители, правда, не настаивают, что все их 576 поэтов непременно «лучшие». Но это те авторы, которых они не решились обойти: не смогли сделать вид, что их нет. Пусть на чьем-то счету всего несколько удач, но Мировой Ритм сказался в них хотя бы однажды – и этого уже не отменить.

Есть стихи, у которых пять-десять читателей, но уж те помнят все наизусть и готовы читать вслух в любое время суток. Они делятся этими стихами, как делятся радостью.

Поэзия – область свободы, а для равенства и братства места там, похоже, не остается. С этим очень трудно смириться. Требование справедливости не только душевная потребность, но и подспудное понимание сути поэтической работы.

Работа поэзии в основной своей части остается как будто на глубине и совершается там с какой-то геологической неотвратимостью. Массивы языка находятся в постоянном движении, а поэзия ищет для них новые места в пустотах и ослабленных, потерявших плотность породах.

Это общее и множественное дело идет сразу по всем направлениям, включает и частные удачи, и честные (но честные!) тупики. В подхватывании тем и перекличке голосов сигналят друг другу поисковые отряды, последующие авторы не отменяют предыдущих, и даже очень сильный голос не перекрывает иной тембр или чью-то живую интонацию.

В антологии представлены некоторые авторы, в отношении которых несправедливость особенно наглядна и ощущается почти болезненно.

      Небо над улицей Гоголя милое темное десять ведь
      Вечер чудесные свечи с вечера вздуты у гордой Галины
      Сессия?
      Ой да не сессия
      Ну так тогда именины


      Мальвы наломаны
      Мальвы наломаны
      Розданы славные


Ну, прелесть же. И понятно, что поэзия, не включив эти стихи Александра Денисенко в «основной корпус», не учла какую-то свою реальную возможность – очень живую и плодотворную.

Нормальная литературная ситуация напоминает систему сообщающихся сосудов. Каждый состоявшийся автор – еще и звено общей цепи. Если он оказывается вне поля зрения, то само это зрение делается отчасти дефектным.

Но что делать с тем, что нас теперь так много? Что количество поэтов заслоняет сами стихи? Как существовать в такой принципиально новой ситуации?

Антология, кроме прочего, хороша тем, что эту ситуацию не игнорирует и дает какой-то ответ не поверх нее, а изнутри. Ответ явно не универсальный, но обдуманный и достойный.

Она сопротивляется ситуации – как может.


Русские стихи 1950–2000 годов: Антология. В 2 томах. Составители: И. Ахметьев, Г. Лукомников, В. Орлов, А. Урицкий. – СПб.: Летний сад, 2010

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:33

  • ninasadur· 2011-05-10 16:11:38
    "Поэзия, не включив в основной "корпус" стихи Алексанжра Денисенко..." "Основной корпус" это кто? Это Лёва Рубинштейн, которого Вы, Михаил, так подробно анализируете в своей колонке. Тогда у поэзии есть какие-то ещё "корпусы"-корпуса или колонки или ещё что-то. Поэтический мир Александра Денисенко, о котором Вы так снисходительно-ласково отозвались "Ну правда же, прелесть" полностью впитан всей русской поэзией, русским языком и русской культурой. Которой дела нет до опенспейсвоых тусовок, где в поэтах у вас ходят рубинштейны, в критиках - ивановы, в писателях быковы-битовы и прочие бесноватые петрушевские. А есть, представьте, Иван Овчинников, представьте, это благодаря ему возникло такое явление нашей литературы, как Женя Харитонов. И ещё есть Толя Маковский. И уже четыре этих имени - огромнейший вклад в русскую поэзию. в культуру нашу. И только сейчас (я-то уж выросла рядом с ними) только сейчас московские убогие снобы подбирают их обноски, и растаскивают их интонации по своим виршам. А им уже (тем, кто ещё жив) всё равно, они уже опять дальше ушли, опять недоступно для торгового литлюда. Не меряется сегодня ни поэзия, ни проза никакими бьеналле, загранпоездками, премиями. и многотомными изданиями. Очень-очень жаль, что Вы человек талантливый и чуткий, а меряете литературу московским сомнительным разливом.
  • ayktm· 2011-05-10 17:06:46
    если уж катить бочку по поводу Вани Толика и Дениса http://www.rvb.ru/np/publication/01text/20/03haritonov.htm#verse2, то не на Айзенберга...
  • lesgustoy· 2011-05-10 17:06:48
    комментарий смешной конечно
    лёва рубинштейн им дышать не даёт
    женя харитонов у них на знамени

    гспд прст
  • ayktm· 2011-05-10 17:07:30
    не понял почему ссылка неполучается
  • Stanislav Lvovsky· 2011-05-10 17:15:20
    to auktm: А нельзя html в комментариях, просто линк оставьте.
  • ayktm· 2011-05-10 17:24:40
    пробовал и так и так
    http://www.rvb.ru/np/publication/01text/20/03haritonov.htm#verse2
  • ninasadur· 2011-05-10 20:39:11
    Нет. лес густой, на нашемском "знамени" пророс шикарный прозаик юра буйда. Внук агнии барто, надо полагать по ихней общей чуткости к языку.
    Так что ваш гэсэпэдэ вас вряд ли пэрэсэтэ.
    Лес, знаете ли, рубят...
  • <a href="http://www.rvb.ru/np/publication/01text/20/03haritonov.htm#verse2"><strong>Евгений Харитонов</strong></a>
  • lesgustoy· 2011-05-11 03:40:41
    нинасадур такая нинасадур
    кто бы сомневался
    лес рубят
    пнями мотивируют
  • ninasadur· 2011-05-11 04:46:09
    Нет, мы больше "мотивируем" опилками. Мы ими толстые журналы набиваем. Заместо чучелок. А так нам, что лесгустой, что пеньпустой -один чёрт-графоман.
  • lesgustoy· 2011-05-11 04:48:43
    аж прикуривать можно такой жар
    жаль не курю
  • ninasadur· 2011-05-11 05:11:47

    и не пишите! Ни стихов, ни прозы! Всё равно не получится.
  • lesgustoy· 2011-05-11 12:44:55
    непререкаемость топора
    а сюда-то хоть писать можно?
  • CONSUELO· 2011-05-15 21:31:45
    * * *

    Одни товарищи в первой десятке,
    другие пропали,
    а шли наравне.
    Гении, вдаль. Споемся. Кто что вытянет.
    Ваня, ратуй за лодки.
    Толик, не стоит в Москву насовсем.
    Гнездятся звезды на родине.
    В гнезде три звезды
    и в этом свете я.
    Ваня Толик Денис.

    Это стихи Евгения Харитонова об Иване Овчинникове, Александре Денисенко и Анатолии Маковском.

    Спасибо за ссылку.
  • CONSUELO· 2011-05-15 21:35:38
    P.S. Очень хочется ознакомится с литературным творчеством г-на lesgustoy. Поразили мощь высказывания и масштаб личности. Нельзя ли ссылку? Немедленный отзыв по прочтению обещаю...
  • lesgustoy· 2011-05-18 01:36:51
    а что лесгустой тут бравировал собственным творчеством?
    а масштаб личности дочери удмуртского поэта вас не поразил?
    а чечётка отбитая по рубинштейну вам вкатила о консуело?

    обещает оно
  • ninasadur· 2011-05-18 10:39:02

    "В нашем чёрном саду каждый день помирает садовник.
    Но приходит другой, как и я, с бесконечной войны.
    Он приносит слова золотые с помоек
    для друзей для своих,
    Для своей беззаветной страны"
    А. Денисенко
  • lesgustoy· 2011-05-18 12:01:39
    собаки переглянулись (с)
  • ninasadur· 2011-05-18 13:07:24

    "Гори гори, грудное сердце русское
    Играй играй, стихотворенье узкое
    А ты, поэт, завязывай завязывай
    И никому о счастье не рассказывай."
    Он же
  • lesgustoy· 2011-05-18 14:06:37
    хороший
    кто ж спорит
  • ninasadur· 2011-05-18 14:23:12
    Мало ли гадов в лесу?
    Нет, их надо везде!
    Мерзкие кольца несут
    В город пугать людей"
    Иван Овчинников
  • lesgustoy· 2011-05-18 15:13:38
    итак я здесь!

    *

    и вот...

    *

    и вот я здесь...

    *

    (откуда ты? тебя уже не ждали...)


    *

    И вот...

    *

    И вот я здесь! Как можно описать те чувства...


    *

    ...те ощущенья...


    *

    ...те чувства...

    *

    ...


    *

    итак...


    http://rubinstein.vavilon.ru/

    лев рубинштейн
  • ninasadur· 2011-05-18 15:17:15

    "Зачем я это написал?!!
    Перо выпадает из рук..." - о Льве...
  • lesgustoy· 2011-05-18 15:40:35
    чернозём хорош в саду
    а песок на берегу речки

    если рубинштейн сыпуч
    а не липуч

    так никакой беды в том нет
    для денисенко например
  • ninasadur· 2011-05-18 15:53:36

    беды-то, ясно, нет, а поэт-то? поэт-то?
    где же в Лёвушке поэт-то?
    Верю, что сыпуч,
    а вот поэт-то...

    Ну, вынул из головы три шара, ну, положь их обратно!
    Нет, не ложит - математик!
  • lesgustoy· 2011-05-18 16:08:22
    шары шары шары

    такой вот поэт да

    не всё ж стихи чтоб

    людЯм - людЯм - людЯм

    ст. лианозово
    следующая рубинтшейтн

    что иных ж/д веток не отменяет
  • CONSUELO· 2011-05-20 17:19:56

    Вот и выяснилось, что вы не только графоман,lesgustoy, а ещё и настоящий ариец! Теперь понятно, почему дочери удмуртских поэтов так бесят вас своим творчеством! Просто не терпится ещё ознакомиться с вашими трудами, стишок про метро не впечатлил!
    Кстати, я – внучка этого самого удмуртского поэта.
    А вот была бы я внучкой Рубинштейна или хотя бы вашей – всё было бы иначе!Душа в душу клеймили бы удмуртских поэтов, как истинные арийцы, начали бы с Харитонова!
    А теперь – прощайте навсегда, lesgustoy,
    и не пишите больше никогда ничего и нигде!
  • lesgustoy· 2011-05-21 03:05:58
    что это было?
    домашний кукольный театр какой-то

    где мои стихи про метро!?
    совсем с ума посходили
    лепят что-то находу

    и опять эти зверо-клоунские вопли " не пишите никогда ничего и нигде"
    да уж вас не спросили с вашим тупым у-лю-лю

    вот где зверство так зверство
    на людей кидаются
    труба
  • ubeschur· 2011-05-21 23:37:40
    Всё справедливо. Один лишь нюанс: антология издана в Москве. Т.е. в выходных данных - М.: Летний сад, 2010.
  • afo-nja· 2011-05-22 18:40:26
    что за сыр-бор? -- мы же не в лесу!.. не звери же мы!.. как ни осторожничал,ни деликатни-
    чал М. Н., а получил-таки ПО БАШКЕ (пусть фигурально)! Но и правда, что фраза о поэзии
    которая не включает кого_то в таинственный "ОСНОВНОЙ КОРПУС",непонятна: можно взгля-нуть на этот "корпус"?
  • ayktm· 2011-05-23 03:32:00
    фраза об "основном корпусе" подразумевала, что Денисенко гораздо менее известен, чем он заслуживает, вот и все
  • CONSUELO· 2011-05-23 20:19:19
    А никто и не собирался "бить по башке" Айзенберга. Он такого желания не вызывает. Понятно, что Айзенберг - прекрасный поэт, особенно хороши ранние стихи,( но это - дело вкуса!).Понятно, что за ним школа и несомненная принадлежность к традиции русской литературы...Удивила неожиданно высокомерная оценка "прелесть" про стихи Денисенко. Это прочиталось как" стихи, конечно же, простоваты, но милы...и т.д. а далее - про корпус, что, да, достойны...",хотя даже по приведённой цитате можно судить об искушённости автора. И ещё - "прелесть" совершенно не вяжется с академической ясностью языка Айзенберга...
  • lukomnikov· 2011-09-10 05:59:04
    ubeschur прав, уважаемые модераторы сайта, замените, пожалуйста, в выходных данных издания "СПб." на "М.".
Все новости ›