Привычный мир буквально перевернут с ног на голову, женщины в брюках курят сигары, а мужчины-подкаблучники стирают белье и ухаживают за детьми.

Оцените материал

Просмотров: 21306

Валери Стил. Корсет

21/04/2010
     

Искусство и природа: споры о корсете в XIX веке

Впрочем, в Америке многие феминистки были за реформу одежды и осуждали ношение корсетов, мотивируя это тем, что женская мода не только становится причиной специфических заболеваний, но и, в более общем смысле, ослабляет жизненные силы и мешает женщинам достичь равенства с мужским полом.

«Выражение “убийственный наряд” перестало быть метафорой! — восклицала в 1873 году Элизабет Стюарт Фелпс. — Мы крепче, чем наши братья, иначе давно рухнули бы под тяжестью этих кандалов… Каково было бы твоему отцу или брату, доведись ему носить твою одежду?.. Мог бы он заниматься своим делом и содержать семью, будучи затянут в корсет?» Очевидно, вредными считались и некоторые прически, поскольку далее она вопрошала: «Мог бы он “заниматься научными разысканиями” в твоем шиньоне?» Но хуже корсетов ничего быть не может, и миссис Фелпс призывала женщин:

Долой корсеты!.. Нет, не отдавайте их служанкам. Никогда, заклинаю вас священными законами милосердия, никогда не сковывайте другую женщину теми цепями, от которых сами освободились. Не отдавайте ваши серьги, когда они вам надоедят. Никогда не дарите безделушки и мишуру, от которой отказываетесь по мере развития вкуса. То, что по самой своей сути не подобает и неправедно, равно не подобает и неправедно как для вас, так и для вашей кухарки… Так сожгите корсеты! О нет, не храните в шкафах корсеты на китовом усе. Они вам больше никогда не понадобятся. Сложите костер из жестокой стали, которая столько лет бездумно сдавливала вам животы и груди, и вздохните с облегчением: ибо, верьте мне, с этого момента начинается ваша «эмансипация».

Однако она была вынуждена признать, что обыкновенные женщины в большинстве своем не торопятся расставаться с корсетом. Им их стиль одежды представлялся вполне сносным. Другой причиной поражения реформы одежды была ее связь с такими сомнительными идеями, как атеизм, свободная любовь и суфражизм, с образами «младенцев, вскормленных опиумом, и мужей, оставшихся без обеда и пуговиц». Некоторые реформаторы одежды и в самом деле были связаны с радикальными политическими движениями за равноправие женщин, трезвость и отмену рабства. Утопические сообщества, вроде «Новой гармонии» Роберта Оуэна, придерживались нетрадиционных взглядов равно на одежду и брак. Попытки реформаторов ввести в обиход более свободные формы женской одежды, вроде костюма американки Амелии Блумер, предложившей женщинам носить брюки, сразу же порождали во многих умах чудовищные образы разнузданной женской сексуальности и социальных вольностей: привычный мир буквально перевернут с ног на голову, женщины в брюках курят сигары, а мужчины-подкаблучники стирают белье и ухаживают за детьми. Еще в начале ХХ века журнал французских корсетников продолжал создавать фантомы мужеподобной женщины и женственного мужчины.

Несмотря на то что в массовом сознании реформаторы одежды из числа феминисток ассоциировались с идеями свободной любви, на самом деле многие из них придерживались весьма пуританских взглядов. Моду они именовали чудовищем, созданным для «возбуждения похоти», и утверждали, что, как только женщина откажется от портновских ухищрений, подчеркивающих ее половую принадлежность и соответствующие телесные формы, мужчины и женщины смогут общаться между собой не через «чувственное» притяжение, но умственно и духовно. Они также полагали, что модная одежда превращает женщин в «существ исключительно сексуальной природы», тем самым «поощряя испорченность мужчин».

Одежда, объявляли реформаторы, должна быть утилитарной, а не декоративной. Хватит женщинам тратить время и деньги на капризы моды. Этот аргумент, век спустя, в 1970-е годы, по-прежнему популярный среди британских и американских феминисток, совершенно не учитывал того обстоятельства, что многие аспекты моды доставляют женщинам удовольствие. Кому из прекрасных дам придется по сердцу такой довод:

Все надетые на человека украшения должны, по крайней мере по видимости, служить некой полезной цели. Такой цели нет у браслетов, серег, ожерелий и прочих бессмысленных придатков, наследия варварских времен… мужчины в своей одежде избавились от этих дешевых безделушек… так и мы в свое время отбросим языческие побрякушки ради чего-то, что не будет столь явно потворствовать ребяческим вкусам.

Уверенность реформаторов одежды в том, что мужская одежда по самой своей сути лучше женской, основывалась на представлении о мужчинах как о более разумных и здравомыслящих существах.

«Худая талия — худой ум, — провозглашала Фрэнсис Уиллард. — Стягивание жгутом жизненно важных органов в месте минимального диаметра женской фигуры затрудняет мозговое кровоснабжение — это объясняет, почему женщины визжат при виде мыши». Миссис Э.М. Кинг из Общества рационального костюма в 1882 году без обиняков сравнила женское платье с «дикарским». «Цивилизованный» же мужчина, по ее словам, носит приличную, удобную одежду и выражает свою «любовь к прекрасному», коллекционируя картины, «а не пытаясь превратить самого себя в картину, на которую все смотрят и восхищаются».

Убийственный наряд: медицинские последствия ношения корсета

Анализ книги Орсона С. Фаулера «Тугой корсет и склонность к излишествам» (ок. 1846) демонстрирует союз «медицины» и «науки» в войне против корсета. По Фаулеру, корсет, сдавливая печень, «портит» кровь. «Нечистая» и «кипящая» кровь «заражает мозг», это становится причиной «безумия». Нервная система расшатывается, мозг воспаляется, что «неизбежно возбуждает зоны Любострастия, расположенные в самой нижней области мозга». Одновременно сдавливание приводит к застою крови «в кишках… из-за чего воспаляются органы живота, а это возбуждает любовные желания». Одним словом, «тугой корсет… неизбежно разжигает нечистые чувства… одновременно лишая свою владелицу твердости рассудка, так что ее становится легче ввести в искушение… Слабы женщины или безумны? Известно, что тугой корсет способствует утрате рассудка и возбуждает похоть». Фаулер призывал женщин отвергнуть усиливающий сексуальные желания корсет и домогательства модников-«либертенов». «Ослабьте шнуровку корсета… и помните, что вы родились на свет не для того, чтобы ухаживать и угождать, и не для того, чтобы за вами ухаживали и вам угождали модные хулиганы, но ради супружества и материнства». (Подразумевалось, что детей можно рожать и без излишнего разжигания похоти.)

Фаулер, известный в Америке как френолог, нападал на любительниц тугой шнуровки, именуя их «самоубийцами и детоубийцами». Главное их преступление, впрочем, состоит в том, что они предаются «похоти» и более или менее намеренно возбуждают «органы Любострастия». Френология, основываясь на сомнительных идеях Франца Йозефа Галля, пыталась объяснить особенности темперамента, поведения и даже нравственные качества их связью с определенными зонами мозга, которые внешне проявляются в виде «шишек» на черепе. В XIX веке эта теория имела множество приверженцев в самых широких слоях общества, так что книга Фаулера выдержала не одно переиздание. Печально, однако, что современные историки по-прежнему ссылаются на Фаулера как на авторитет в области медицины, тогда как по современным стандартам он куда ближе к разряду безумцев от лженауки.

Даже традиционная медицинская литература прошлого зачастую не заслуживает доверия. Просто диву даешься, как неохотно историки ставят под сомнение рассказы о вызванных корсетом заболеваниях, отказываясь принимать во внимание низкий уровень тогдашнего медицинского знания и клинической медицины и многообразные предубеждения врачей прошлого. Историки, которые никогда бы не приняли на веру медицинские россказни об опасностях мастурбации (вызывающей слепоту и безумие) или женского образования (оттягивает кровь от матки к мозгу, последствия чего ужасны), подозрительно доверчивы, когда медицина предает анафеме моду. В XIX веке доктора (и реформаторы одежды) мобилизовали силы науки и медицины на борьбу против различных грехов. Американский врач Коулман, например, предупреждал в 1899 году:

Женщины, берегитесь. Вы на пороге гибели. Раньше вы стягивали себе талии — теперь пытаетесь развить ум; раньше вы лишь танцевали ночи напролет в душных бальных залах — теперь часто проводите утро в кабинете. Вы без конца возбуждали свои чувства концертами… и французскими романами — теперь напрягаете умственные способности, изучая греческий… Берегитесь!!! Наука говорит: женщина, которая учится, погибла.

 

 

 

 

 

Все новости ›