Оцените материал

Просмотров: 9375

Дипак Лал. Возвращение «невидимой руки»: актуальность классического либерализма в XXI веке

02/09/2009
Либеральный экономист Дипак Лал — о России, о предательстве современным Западом идей либерализма и об опасностях «демократии участия»

Имена:  Дипак Лал

Дипак Лал. Возвращение «невидимой руки»: актуальность классического либерализма в XXI веке
Дипак Лал, экономист, профессор Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, бывший кадровый дипломат и советник в различных международных организациях (в т.ч. во Всемирном банке и ОЭСР), уже известен российскому читателю. В издательстве ИРИСЭН выходил его фундаментальный и наиболее известный труд «Непреднамеренные последствия: влияние обеспеченности факторами производства, культуры и политики на долгосрочные экономические результаты». За этим академичным названием, едва ли способным привлечь кого-нибудь помимо аудитории узких специалистов, маскировалась книга, предназначенная если не для «самого широкого», то уж для широкого читателя во всяком случае. В «Непреднамеренных последствиях», представляющих собой курс лекций, прочитанных в Стокгольмской школе экономики (SSE), Лал предпринял очень компактное и вместе с тем масштабное кросскультурное (и междисциплинарное) исследование вопроса о том, каким образом и по каким причинам в течение тысячи лет происходило возвышение Запада в сравнении с остальными цивилизациями Евразии. В книге подробно рассмотрена роль индивидуализма в интенсивном экономическом развитии и показано, как обеспеченность факторами производства, культуры и политики влияет на типы экономического развития в различных цивилизациях.

«Возвращение “невидимой руки”» в некотором смысле представляет собой продолжение «Непреднамеренных последствий». Это не значит, что для понимания этой книги непременно нужно прочесть предыдущую. Однако позиция Дипака Лала по вновь дискутируемому после мирового финансового кризиса будущему экономического либерализма вытекает в значительной степени из той системы взглядов, которая была изложена им студентам SSE. В первой части «Невидимой руки», собственно, и содержится конспект «Непреднамеренных последствий». Остальной текст представляет собой выстраивание глубоко эшелонированной обороны классического либерализма и свободного рынка с его принципами laissez-faire и свободной торговли, а также связанной с этим глобализации. Это, однако, по Лалу, не то же самое, что защита нынешних экономических и политических подходов Запада к мировой экономике и политике. В значительной степени книга посвящена как раз критике отхода западной цивилизации от тех концепций, которые обеспечили ей главенствующее положение в мире.

Лал полагает, что антиглобализм распадается, по сути, на два несвязанных течения. Первое — культурный национализм — представляет собой противодействие не глобализации как таковой, а вестернизации. Между тем, полагает Лал, следование принципам классического либерализма в экономике никак не связано с сохранением культурных особенностей — и даже с природой политического режима. Иначе говоря, плодами либеральной экономической политики могут пользоваться (и пользуются) режимы, чей политический статус весьма далек от демократии. Второе течение в антиглобализме Лал полагает действительно опасным и называет его сторонников «новыми дирижистами». Эта часть антиглобалистов выступает против капитализма как такового. Лал ведет полемику и с теми и с другими. Читать это необыкновенно интересно — в первую очередь потому, что Лал энциклопедически образован и кругозор его чрезвычайно широк: когда речь идет, к примеру, о подтасовке Всемирным банком статистики по бедности, он превращается в скрупулезного экономиста, чуть не бухгалтера. А рассуждения о применимости базовых принципов либерализма к различным культурам он сопровождает в равной мере подробными и занимательными экскурсами в историю повседневности, религиоведение и культурологию. При этом чрезвычайно подкупает почти полное отсутствие натяжек: там, где Лал не знает ответа на вопрос, он почти сразу признается в этом со всей прямотой.

«Возвращение “невидимой руки”» подразумевает, конечно, в определенной степени подготовленного читателя — ну, или желающего разобраться. Чтение книги Лала — не развлечение, необходима некоторая работа, но тот, кто согласится ее совершить, будет вознагражден вполне захватывающим интеллектуальным приключением.

Читать текст полностью

Выражаем благодарность магазину «Фаланстер» за предоставленные книги

 

 

 

 

 

Все новости ›