В журнале «Сноб» совсем другие гонорары, чем в журнале «Знамя», — и это действует.

Оцените материал

Просмотров: 11055

Литературный лифт и литературное плато

Наталья Иванова · 13/06/2012
Литературным лифтом успевают подняться не все — иные замечательные авторы со своими текстами остаются стоять в подъезде. Но отдельным счастливчикам удается

©  Oren Eliav / Courtesy C-Collection

Орен Елиав. Посетители (лифт), фрагмент. 2006

Орен Елиав. Посетители (лифт), фрагмент. 2006

Подниматься по лестнице? Лифтом — быстрее и удобнее. Литературные лифты есть: это премии. Эти лифты, как и обыкновенные, в подъездах, иногда ломаются. И в них застревают — между литературными этажами. Например, как Алексей Слаповский, почетно пребывая в шорт-листах.

Премии делятся на два сегмента: статусные и конкурсные.

Есть премии, подтверждающие существующее положение дел — или делающие свой выбор по новым текстам. Существует иерархия — или нет? Есть ли объективная система ценностей, располагающая по определенной (вернее, определяемой членами того или иного жюри) шкале? А еще — существует ли вообще ценностей незыблемая скала? Было понятно: вот «Новый мир» 60-х, вот его редакционный выбор, вот его борьба с цензурой (см. недавно вышедший примечательный «Новомирский дневник» А.И. Кондратовича, расписывающий эту борьбу по дням и часам, «Рабочие тетради» и «Дневник» А.Т. Твардовского, докупрозу В.Я. Лакшина). И вот результат: если в «Новом мире» сегодня появляется «Созвездие Козлотура», то завтра Фазиль Искандер просыпается знаменитым. «Новый мир» и был тогда главным литературным лифтом, никакие ленинские и государственные премии рядом не стояли.

Их значение, кстати, сильно переоценивали: негласно в определенных (наивных) либеральных кругах считалось, что если бы Солженицыну дали Ленинскую премию, то с его стороны конфронтации с советской властью не последовало бы. И не было бы бунтующего Солженицына…

Литературным лифтом успевают подняться не все — иные замечательные авторы со своими текстами остаются стоять в подъезде. Но все-таки отдельным счастливчикам удается.

Ревность к результату понятна, если действительно присуждение премии помогает предъявить талант публике. А если вопрос о таланте повисает в воздухе — а ответ сомнителен, — тут и свист, и разочарование в жюри, подрыв результата, и т.д., и т.п.

Тем не менее как-то вместе это со скрипом, но работало; результаты одних премий корректировались другими — не скажу, что литературная справедливость торжествовала, но все-таки картинка возникала.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • Grisha Ryzhakov· 2012-06-13 18:30:21
    "вдова сэра Майкла Кейна"
    какого Майкла Кейна? не пугайте же так
  • Liliya Zhadinskaya· 2012-06-14 19:21:09
    В "цепочке" нобелевских лауреатов Вы почему-то забыли М.Шолохова, да и на какую четверку "наших" поэтов Вы "упирали"? В целом, не очень грамотно.
Все новости ›