Нет ничего более шокирующего для психики обыкновенного человека, чем прибытие аэроэкспрессом из «Домодедово» на Павелецкий вокзал.

Оцените материал

Просмотров: 9018

Черная работа и разделение труда

Наталья Иванова · 17/05/2012
Общество просыпается, приходит в движение – и, может быть, впереди нас ждет новый антропологический поворот

Имена:  Борис Акунин · Владимир Маканин · Дмитрий Быков · Людмила Улицкая · Михаил Шишкин

©  Антон Сташевич

Черная работа и разделение труда
Не замечали, как непроизвольно начинаете вникать в лица на фотографиях из далекого прошлого — бабушек и дедушек, прабабушек, прадедушек, не обязательно своих? Сильное впечатление производят и дети в платьицах с отложными воротничками, и старушки в кружевных накидках, и старики в ермолках — не только дворянского происхождения: и купеческих родов, и разночинных рядов. И истовые лица крестьян, и спокойные лица рабочих с нарядными по случаю фотосъемки женами и отмытыми до сияния детьми. Народ, который потеряли, утраченные предки — любого национального происхождения: русско-украинского, как у Ахматовой, немецкого, французско-польского, как у Цветаевой, еврейского, как у Мандельштама или Лотмана, Пастернака.

Антропологические типажи советского времени — это Зощенко, Шукшин, недавнего прошлого — в прозе Людмилы Петрушевской, особенно отчетливо в повести «Время ночь», но и в «Смотровой площадке», и в «Маленькой Грозной», и в «Своем круге». Звероватые мачо с уходящими в небытие юродивыми и дурочками. Свою антропологическую таблицу Менделеева заполнил персонажами, уникальными образчиками типологии, Владимир Маканин («Человек свиты», «Антилидер», «Гражданин убегающий», «Отдушина» и другие повести и рассказы 70-х — начала 80-х годов). Этим же путем пошла сначала Людмила Улицкая, вспомним четкую «Сонечку», — позже, в постсоветское время, она скорее описывает судьбы, а не уникальную типажность, и только в «Зеленом шатре» возвращается к антропологическому портретированию в составе своей «галереи диссидентов».

И нет ничего более шокирующего для психики обыкновенного человека, чем прибытие аэроэкспрессом из «Домодедово» на Павелецкий вокзал. Тебя встречают угрюмые лица братков с явными следами вырождения, деградации, уголовного прошлого, льстивыми голосами предлагающих добраться до желаемого пункта назначения на (типа) такси. Содрогающееся воображение обыкновенного человека срабатывает немедленно — в сторону в лучшем случае ограбления, в худшем — расчлененки с отпилом головы и сбросом ее в Обводной канал. Что же касается иностранцев, вылезающих на перрон с бесконечно счастливой улыбкой, то их так и хочется поздравить с прибытием в страну варваров. Ведь вы хотели чего-то экзотического, покупая билет в Россию, признайтесь? Вот так оно и выглядит — любуйтесь не только сталинским метрополитеном с фресками и мозаиками.

Читать текст полностью

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:3

  • Feodosia22· 2012-05-19 11:01:23
    Начиная с первых лет революции,хамское быдло занято не продвижением к высотам прогресса, а к вытаптыванию всякой культуры.Это звучит торжественно -РЕВОЛЮЦИЯ, а подразумевается уход в варварство. Всех, кто хоть как-то отличается от серой массы - в расход.Нужны землекопы,сталевары, не нужны абстрактные мыслители.То же получилось и сейчас. Власть большевиков ушла, а сознание большевиков осталось.Осталась ненасытная жадность.Но варварство не способно к созиданию.Из голодного и злобного раба не получится Била Гейтса.Даже Саввы Морозова не получится.Украденные у будущих поколений богатства недр, потрачены впустую на золотую мишуру.Бывший угнетённый тянется не к знаниям и созиданию, он тянется к жирному куску, которого его долго лишали.
    Будущий революционный переворот, как смыв в унитазе, приведёт к новому наполнению.Ведь ничего другого нет.Вся эта поверхностная культура, как фальшивая позолота при первом же кризисе, сразу стала сходить, а уж что обнаружилось под ней...Права была Елена Соловей, когда однажды она в ужасе иммигрировала увидев, куда идёт наше общество. И не надо у меня спрашивать исторически глупый вопрос Чернышевского. Когда я прихожу к врачу, он у меня спрашивает, как меня лечить?
  • Maria Goncharenko· 2012-05-21 00:28:50
    Прекрасная литература не может никак влиять на происходящее. Она "задает вопросы", аккомпанирует размышление на теми головоломками, которые читателю искренне интересны. Но она оставляет свободу выбора. Она ничего не навязывает. Читатель остается самим собой, даже если он некоторе время смотрел на себя по-другому.
  • ivan068· 2012-05-21 13:04:28
    Миль пардон, как говорится, но может таки дело в национальности этих авторов? Ну, не хотят эти кацапы нового интернацьоналя?
Все новости ›