Железом обмокнутым – и отнюдь не в сурьму. Железное имя, з-х-р!

Оцените материал

Просмотров: 13574

Писатель и его миф

Наталья Иванова · 27/06/2011
Колеблясь и накладываясь друг на друга, образ писателя и его текст подвергают друг друга сомнению

Имена:  Захар Прилепин · Михаил Елизаров · Сергей Шаргунов

©  Глеб Солнцев

Писатель и его миф
Поэтическое сообщество и сплоченно, и ревниво — стоило увидеть хотя бы коллективное поэтическое тело на недавно прошедшем книжном фестивале (см. фотографии), чтобы понять эту противоречивость. Все стоят и сидят слишком близко, накладываясь силуэтами друг на друга, а когда вдруг оказываются поодиночке, то на лице возникает растерянность, как у Владимира Гандельсмана, победителя премии «Московский счет». «Поэт, певец в мифопоэтической традиции — персонифицированный образ сверхобычного видения, обожествленной памяти коллектива» (В.Н. Топоров). А здесь сразу и много персонифицированных образов. От этого нереального ощущения избыточности спасает, как всегда, Пушкин: поэты, но в данный момент к священной жертве не призванные.

Личные образы современных поэтов скромны и, скажем так, не поэтичны. Никаких фенечек. Максим Амелин внешне соответствует скорее своему образованию (коммерческий колледж), чем своим стихам. Льва Рубинштейна не отличишь от любого соседа по толпе в метро. Михаил Айзенберг? Скорее учитель, чем поэт. Тимур Кибиров? Ирина Ермакова? Елена Фанайлова? Да отстаньте. Все эти шелковые шейные платки, жемчужные туманы и канареечные рубахи — оперение «шестидесятников». Демодэ.

У прозаиков все иначе. Да их и Аполлон ни к чему не требует. Прозаики встречаются и общаются несравненно меньше. Мало у них праздников и нет фестивалей. Работа такая — требует не столько жертвы, сколько усидчивости. Поэтому прозаик выходит на свет прежде всего своими книгами, а уж лично — как у кого получится; кого куда, на какую ярмарку-выставку, в зависимости от успешности и продажности, пригласят.

Но сегодня прозаики решили не отставать от поэтов. А в чем-то, может быть, их даже и переплюнуть.

Что имеется в виду?

Прежде всего, конечно (вы подумали — книги? неправильно подумали), — прежде всего создание образа. Нет, не глупого этого имиджа, а именно образа. Союза книги и личности, симфонии стиля. Или — работа по контрасту (локоны, французская бородка, томный взгляд у Владимира Сорокина). Создание личного антимифа — тоже миф (физическое отсутствие Виктора Пелевина). Здесь, кстати, Проханову не повезло: что он ни надевай — как ни расписывай, все равно имеем то, что имеем. А Захар Прилепин, Сергей Шаргунов, Михаил Елизаров — как на подбор, можно сразу в альбом. Все они картинны, каждый на свой лад — и каждый выбирает опознавательные черты, приметы. Захар Прилепин вообще начал с того, что выбрал имя, то есть псевдоним. А то был бы какой-то типа рохля, Евгений Лавлинский. Сентиментально окрашенное имя само звучало как псевдоним. А тут железом обмокнутым — и отнюдь не в сурьму. Железное имя, з-х-р! Хрип, агрессия, рычание, злость. И потом помягче: пр-л-п-н. Без «р» было бы сладко, а с двойным «р» псевдоним хорошо раскатывается: З-х-р-пр-л-пн («на слух мне показалось, что в Захаре Прилепине есть что-то такое языческое, рычащее» — так происходил авторский выбор). Стрижка наголо, сходство с Гошей Куценко, фенечки на шее… Как говорят в рекламе «Эха Москвы», мне — нравится. Обложки книг брутальному облику вполне соответствуют. И закрепляют этот образ в сознании купившего. Ботинки, водка, да еще горячая голова-банка на обложке, готовая к вскрытию, плюс неполиткорректное название последней книги — образ готов к употреблению. Плюс к мифу — национал-большевизм, ОМОН et cetera. Это сегодня в моде, в том числе у «аэропортовских» либералов: они, впрочем, всегда обожали то, что против них работает, делая славу «деревенской» прозе — не в деревне же читали и почитали Распутина с Беловым.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:61

  • ninasadur· 2011-06-27 20:35:01
    Скажите, а правда, что Сергей Иванович Чупринин украинец?!
    Ведь есть есть в его статьях этакая напевная мовность!
    Тогда ему надо носить не пиджак на ватине, а( в духе блестящей статьи гражданки Ивановой) оселедец, гусли, карманы, набитые галушками, (ведь аппетит-то, аппетит, все знают) и ратовать за образование на украинском языке.
    А товарищу Ивановой не ирокез, как она мечтает, а косу через плечо. И немножечко коромысла... И тоже пусть ратует за украинскую литературу в журнале "Вымя"
  • ninasadur· 2011-06-27 20:35:35
    Вот только боюсь, что г-н Овед на даче...
  • ninasadur· 2011-06-27 20:39:09
    Граждане, не подумайте чего, это всё дружеское подтрунивание и товарищеская поддёвка. И бойкое, дробкое словцо. В духе статьи нашего уважаемого критика и мыслителя товарища Ивановой.
Читать все комментарии ›
Все новости ›