Всё вроде у них есть: и дизайн, и бумага, и деньги. Есть, конечно, и момент скрещения ежа с ужом. Единственное, чего у них пока нет, так это истории, литературной прежде всего. И накопленного этой историей капитала.

Оцените материал

Просмотров: 14712

На смену «толстякам»?

Наталья Иванова · 19/05/2010
Рядом с традиционными «умирающими» и «подыхающими» толстыми журналами стали возникать двоюродные братья, создаваться новые «толстяки»

©  Гастроном №8

На смену «толстякам»?
Зашел как-то раз лауреат премии «Поэт» в Дом книги на Новом Арбате и спросил: «А где у вас тут, голубушка, толстые журналы?» — «А вот, — радостно ответила продавщица, — от Cosmo до Vogue, — чем больше интересуетесь?»

Кто только не отоспался (за последние пятнадцать примерно лет) на толстых литературных журналах! В чем только журналы не обвиняли: во всех литературных и нелитературных грехах. И отсталые они, и либеральные, и консервативные, и немодные, далекие от реальной словесности, и аутичные. И тусовочные. И так далее. Как только не пытались дискредитировать — и эстетически, и этически! Не совсем даже понятна та умопомрачительная страсть, с которой супротивники журналов со своим оружием (не гнушаясь жанром доноса в форме газетных статей) шли в атаку, подвергая сомнению право журналов находиться в подлунном мире. От высокомерного «а разве они еще не сдохли?» до подзаборного «серая слизь». Литературным журналам была объявлена война — часто исподтишка, что еще противнее.

Однако журналы упрямо, невзирая ни на какие (тяжелые, очень тяжелые, сверхтяжелые) внешние обстоятельства, выходили — и выдержали внутрилитературное недоброжелательство, если не враждебность. И оказалось, что без них, без «Журнального зала», где концентрируется журнальный контент, невозможно сегодня представить картину актуальной словесности. Она будет неточной и несостоятельной. И что если даже один журнал выпадет из сообщества («Волга», «Урал»), то это удар по сообществу. А борьба — вокруг и против — продолжается. Вплоть до комедии: порой обвинители делают все для того, чтобы правдами и неправдами прорваться в журнальный круг в качестве коллег.

Но дело не в этом.

Дело в парадоксе: рядом с традиционными «умирающими» и «подыхающими» стали возникать двоюродные братья, создаваться новые «толстяки».

С явно литературными амбициями. Иллюстрированные, но не глянцевые.

«Русский пионер» привлек к себе внимание, отдав особый номер — целиком — публикации романа Натана Дубовицкого «Околоноля», с жанровым подзаголовком gangsta fiction.

Предваряя номер своей колонкой, главный редактор «литературного иллюстрированного журнала» Андрей Колесников 1) отмечает как новость чисто журнальную пионерское know now — то, что вся площадь отдана одному (а не многим, как положено) текстам; 2) дает установку на чтение: мы печатаем «только те произведения, которые считаем культовыми, хотя они еще ни разу нигде не публиковались» (это мне напомнило теорию «Нацбеста» — мол, сами и предварительно назначим в первые красавицы); 3) упреждает: роман «представляет безусловную художественную и литературную ценность». Эк хватанул, подумала я. Да, скромность — самый короткий путь к безвестности (открываю еще один номер, наугад — колонка того же обаятельного редактора: «То, что этот номер “РП” получился удачным, — ложь. Он получился очень удачным»).

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:8

  • polinak· 2010-05-20 01:21:01
    Немного странный вывод. Естественно, что если журнал только начал выходить, то истории нет. А через сто лет будет, главное, чтоб денег хватило. И уже тогда кто-то будет восхищаться историей РП и Сноба, и сетовать на обмельчание какого-нибудь "Клопа", потому как он только начал выходить.
  • evgeny-daenin· 2010-05-25 13:57:43
    Все отечественные "толстые литературные журналы" - реликты советского командно-административного прошлого.
  • oved· 2010-05-25 23:42:25
    За что же, не боясь греха,
    Наталья хвалит толстяка? -
    За то, что платят там зарплату...
Читать все комментарии ›
Все новости ›