Поэтическое книгоиздание в метрополии едва теплится.

Оцените материал

Просмотров: 7345

Своего рода вызывание духов

Станислав Львовский · 12/05/2012
Важная статья Гронаса, сайт «Зеркала», книга Каминского и разговоры о Горе

©  Courtesy Axis Gallery

Phil Amrhein. Untitled. 2009

Phil Amrhein. Untitled. 2009

• Вышел очередной номер «Нового литературного обозрения» (№ 114, 2012). В нем, во-первых, имеется большой блок материалов, посвященных А. Нику (Николаю Аксельроду), — некролог, написанный Томашем Гланцем, тексты Бориса Констриктора, Анны-Ры Никоновой-Таршис, Юлиуса Мюллера, Петра Казарновского и, наконец, «Сон о Фелмори», проза самого Ника.

Кроме того, журнал публикует важную статью Михаила Гронаса «Наизусть: о мнемоническом бытовании стиха», в которой он связывает распространенность рифмованного метрического стиха с распространенностью практик запоминания поэзии наизусть. С Гронасом полемизируют (или дополняют его наблюдения и выводы) коллеги. В частности, Илья Кукулин пишет, что «концепция “мнемонической поэтики”, предложенная М. Гронасом <...>, — кажется, первая за долгое время попытка создать в русской филологии “большую теорию”, столь же масштабную и связывающую воедино множество фактов, сведений и практик, как, например, концепции Ю.М. Лотмана. При этом “мнемоническая поэтика” выглядит не самоцельным системостроительством — она создана как метод, необходимый, чтобы разрешить давно накопившиеся в филологии задачи, которые прежде не только не были исследованы, но за которые было даже непонятно, как браться». Кроме Кукулина в полемике участвуют Александр Уланов, Кирилл Корчагин, Дмитрий Кузьмин, Кевин Платт, Евгений Осташевский, Дмитрий Голынко-Вольфсон, Сергей Завьялов, Шамшад Абдуллаев и Анна Глазова.

В рецензионной части Кирилл Корчагин пишет о книге Ирины Шостаковской «Замечательные вещи», А. Житенев — о сборнике Ивана Ахметьева «Ничего обойдется», а Татьяна Никольская — о сборнике В. Уфлянда «Мир человеческий изменчив: Собрание рифмованных текстов и рисунков пером». Кроме того, Вера Калмыкова в «Хронике научной жизни» пишет о VI Международных Мандельштамовских чтениях, прошедших в Варшаве 18—23 сентября прошлого года.

• «Новый мир» (№ 4, 2012) публикует стихи Олега Дозморова, Анастасии Афанасьевой, Дмитрия Веденяпина и Анатолия Наймана: «А что сегодня иссяк на пение спрос затоварен склад / и булькает мятая влага в комнатных трубах / и арфисты подыгрывают конторским гроссбухам — / не может вышибить певчести из сознанья». Кроме того, в этом же номере — «Могильщик» Галактиона Табидзе в переводе Юрия Юрченко. В критической части вниманию читателя предлагается статья Ирины Сурат о смерти и бессмертии в поэзии «А если что и остается...». Диапазон рассматриваемых авторов широк — от Державина до Быкова. Ольга Мартынова и Олег Юрьев беседуют о последних стихах Елены Шварц, а Данила Давыдов рецензирует поэтический сборник Кирилла Корчагина «Пропозиции»: «“Эстетизация” тех или иных идеологических парадигм (правых ли, левых) — именно то, что заставляет говорить нас о новом типе постмодерности, не манифестирующем тотальный разрыв с ситуацией модерна, но анализирующем ее; вместо деконструкции предлагается встроенное наблюдение — своего рода вызывание духов, то есть оболочек мертвых идеологий, которые мертвыми себя отнюдь не полагают».

• «Октябрь» (№ 4, 2012) публикует подборку Владимира Салимона, а также отзывы о нем Александра Кабакова, Евгения Попова, Игоря Померанцева, Светланы Васильевой и Николая Климонтовича. «Поэзия Салимона изолирована от внешнего мира, он бережет свои стихи от заморской филлоксеры и столичных вирусов. Его стихи существуют за счет внутренних ресурсов. Интерьер бесчисленных салимоновских сборников лирики — это фабрично-заводские трубы, лопухи, кислотно-щелочная среда, поле, огород, сад, колоколенки, миски и кружки, иконы в углу, нетопленая дача. В России ХХ века натуральный уклад был представлен личным подсобным хозяйством и садово-огородными участками горожан. Поэт Салимон относится к обитателям и владельцам подобных участков», — говорит, в частности, Игорь Померанцев. Анастасия Башкатова в статье «Гражданская поэзия эпохи “перепостмодернизма”» разбирает проект «Гражданин поэт»: «Культурная эпоха “перепостмодернизма”, создавшая условия для возникновения и широкой востребованности этого уникального проекта, парадоксальным образом сама же разоружает его, девальвируя его общественный пафос. Отделить пиар от политической позиции, медиатехнологии от собственно литературы становится все сложнее. Зато никогда прежде не было таких возможностей для глубокого взаимодействия злободневности и мифа, истории литературы и газетной колонки». Имеется и очередной выпуск «Ста поэтов начала столетия» Дмитрия Бака, посвященный на этот раз Анне Аркатовой, Бахыту Кенжееву и Ольге Седаковой. О последней Бак, в частности, пишет: «Ольга Седакова осталась сама собою, однако ее обступили иные времена. Подробные и тщательные издания, знаки признания и почести вовсе не приближают нас к подлинному облику поэта. Так, всегдашняя склонность Седаковой к надтекстовым единствам, к поэтическому мышлению книгами и циклами побуждает современных издателей непременно разбавлять новые стихи прежними и давними, пытаться восполнить пробелы и лакуны, неизбежно допускавшиеся в изданиях прошлых сложных лет. Однако в былой фрагментарности, неполноте, неакадемичности публикаций Ольги Седаковой, пожалуй, была своя органика, соразмерность эпохе семидесятых, в которой сектор дозволенного был зыбким, подвижным и соблазнительно опасным». В этом же номере Анна Орлицкая рецензирует поэтическую антологию «Московский счет 2003—2011», а Марианна Ионова — книгу Данилы Давыдова «Марш людоедов».

• «День и ночь» (№ 2, 2012) предлагает вниманию читателя подборки живущих в Лейпциге Елены Иноземцевой, Анатолия Гринвальда и Сергея Тенятникова с предуведомлением Сергея Бирюкова. «Урал» (№ 4, 2012) публикует стихи Тараса Трофимова, а «Звезда» (№ 5, 2012) — эссе Омри Ронена «Выбор». На «Полутонах» за отчетное время появились подборки Дмитрия Самсанкова, Сергея Данюшина и Бориса Херсонского. Здесь же — prose poetry Юлии Тишковской: «удивительные дела творятся на свете. а ты просто стоишь и смотришь, как проступает узор на всем сразу, в том числе и на тебе». «Трамвай» же (№ 18, 2012) публикует Елену Сунцову и Александра Кабанова.

• Появился очередной номер альманаха «Цирк “Олимп”» (№ 3 (36)), в котором опубликованы новые стихи Бориса Херсонского и Валерия Земских (с видео), а также тексты Дмитрия Веденяпина из цикла «Заветные сказки для детей и юношества». В этом же номере — очень любопытная статья Екатерины Евграшкиной «Немецкая поэзия последнего десятилетия: пространство диалога» — жаль, переводов мало, хотя Лутц Зайлер представлен целой подборкой: «считаю про себя, пока не засыпаю / вращение сегодня тише чем всегда / на ста трава на овцах прорастает / потом исчезли все внезапно. // отмыта кровь, откачено дыхание / он с гноем со своим хребтом / привязан накрепко к хромированному небу. / никто есть кто-то сильнее одинок чем // хлеб наш насущный дай нам / и печень почки горло / дай нам и крылья / легких ибо река исходит / по твоим плечам из // времени: закланный агнец / возмездие бога, разрыв / семи очей / на лезвии скальпеля». Нина Садур рассказывает о сибирском поэтическом андеграунде в статье «Тетражисты и нетакисты: о сибирском поэтическом андеграунде (Александр Денисенко, Иван Овчинников, Анатолий Маковский)».

• Открылся сайт израильского журнала «Зеркало» — архив вышедших к настоящему моменту тридцати восьми номеров, разделы «Фото», «Видео» и даже «Обложки и художники». Вот, скажем, Дмитрий Пригов читает свои «Мантры» на вечере журнала (встройка видео отчего-то запрещена, это вообще есть в последнее время такая недоступная моему пониманию тенденция).

• Еще видео и отдельно стоящие публикации. В издательстве Ailuros Publishing вышла книга стихов Ильи Каминского в переводах Анастасии Афанасьевой. Книга необыкновенно хороша, если не сказать больше: «Пока на странице еще остается немного света, / в чужом пальто, он сбегает вместе с женой. / Одежда пахнет потом; следом бежит собака, / облизывая землю, по которой они шли. // В кухне, на лестничной клетке, перед туалетом / он покажет ей путь тишины, / радио останется вещать самому себе. // Они занимаются любовью в темноте, / но у соседа есть бинокль, / он наблюдает, на его веки садится пыль. // В 30-е годы: Петербург — замерзший корабль. / Соборы, кафе, они идут / по Невскому проспекту, пока Новое Государство / вонзает в них свои булавки». Скачать ее целиком можно здесь, а заказать на бумаге — здесь. Вообще надо сказать, что за короткое время «Айлурос» издал неожиданно много важных поэтических книг — в диапазоне от совместного сборника Сергея Круглова и Бориса Херсонского до книг не издававшихся ранее Виктора Боммельштейна и вот — Каминского. В ситуации, когда поэтическое книгоиздание в метрополии едва теплится, это, несомненно, отрадный и обнадеживающий факт.

То же издательство предлагает нашему вниманию фрагмент недавнего выступления Алексея Цветкова в «Русском Самоваре» на презентации новой книги «Онтологические напевы»:



Кроме того, по части видео имеется, например, запись выступления Евгении Риц на недавно прошедшем в Нижнем Новгороде фестивале «Стрелка» а на сайте ТВ «Культура» выложена очередная передача «Вслух», в которой участвуют, среди прочих, Федор Сваровский и Ксения Чарыева. Тема — «Не про любовь. Про что писать поэту?».

• «Православие и мир» публикует статью Ольги Седаковой «О слове. Звук и смысл»: «Наше говорение сближает нас со всеми тварями, которые что-то высказывают, издают звуки, по-своему артикулируют — недаром в этих стихах так просто уравниваются сверчок и ребенок. Язык — феномен на грани культуры и органики (или природы). То же можно сказать и об искусстве вообще». На сайте радиостанции «Свобода» Дмитрий Волчек беседует с разными людьми о только что вышедшей в «Гилее» книге Геннадия Гора «Стихотворения 1942—1944». «Конечно, нетрудно заметить, что в стихах Гора преобладает — единоприсутствует — поэтика обэриутов, причем всех сразу: и Хармса, и Введенского, и Олейникова; о Заболоцком я уже говорил. Так же точно сквозь эти позднейшие наслоения просвечивает Хлебников, подлинный отец обэриутов. Об этом уже говорили все, писавшие о стихах Геннадия Гора. Интереснее другое: а сами обэриуты, а сам Хлебников откуда взялись и что являли? Тут несомненно одно: их появление было прямой реакцией на новый, нетрадиционный и, как стали говорить позднее, дегуманизированный мир, бывший одновременно машинным, техногенным — и архаически-инфантильным», — говорит, в частности, Борис Парамонов. Здесь же, на «Свободе», — транскрипт передачи к пятидесятилетию Виктора Куллэ. Ольга Балла у себя в блоге пишет о только что изданной книге Михаила Лаптева «Тяжелая слепая птица»: «О чем бы Лаптев ни писал — а жизнь в его стихах толпится на изумление разнообразная, — он выговаривал витальное начало бытия, разлитое во всем. Его возрастание и вскипание в любой произвольно взятой точке, без разделения на “живую” и “неживую” материю, “природу” и “историю”, “малое” и “большое”, “прошлое” и “настоящее” <...>, “дух” и “плоть”, пожалуй, даже — на “смысл” и “бессмыслицу” или, лучше, “досмысловое”. У него все — живое (но тем самым — все и осмысленное), чувствующее, дышащее, страдающее, страшное».

• Короткой строкой: Михаил Визель в «Эксперте» рецензирует «Песню слов» Константина Вагинова; Андрей Немзер в «МН» выражает желание, чтобы «в Лосеве мы видели Лосева, в Уфлянде — Уфлянда, в Рейне — Рейна (как говорится, список подработаем), а не свиту, оттеняющую брендоносное величие Бродского», а также рецензирует антологию Максима Амелина «Лучшие стихи-2010»; Литкарта отчитывается о Девятнадцатом фестивале русского свободного стиха; в Британии собираются издать сборник поэзии талибов («будут представлены любовная лирика, патриотические баллады и стихи, посвященные красотам афганских пейзажей»); никарагуанский революционер, поэт и писатель, иезуитский священник Эрнесто Карденаль награжден ибероамериканской Премией поэзии королевы Софии — 2012 (кроме того, в следующем году крупнейший международный фестиваль поэзии в Никарагуа впервые за все время своего существования будет чествовать живого поэта — и как раз Карденаля).

А про намеченную на завтра прогулку в компании литераторов (в том числе и нескольких поэтов) вы, наверное, и так знаете.

 

 

 

 

 

Все новости ›