Поэты ведут себя так, как будто Пригова вообще не было.

Оцените материал

Просмотров: 16086

Пишут как Пушкин и Мандельштам

01/05/2010
Стихи о родине, домашние животные, премия Сервантеса и недостаточный масштаб Пастернака

Имена:  Александр Авербух · Александр Маниченко · Александр Порвин · Александр Радашкевич · Андрей Поляков · Андрей Черкасов · Борис Пастернак · Виталий Пуханов · Владимир Мартынов · Галина Рымбу · Евгений Сабуров · Евгений Сидоров · Евгения Риц · Елена Сунцова · Игорь Тишин · Константин Кузьминский · Лев Лосев · Наталия Санникова · Ольга Седакова · Павел Митин · Сергей Гандлевский · Сергей Круглов · Фаина Гримберг · Федор Сваровский · Хосе Эмилио Пачеко · Юлия Подлубнова · Юрий Цаплин

©  Яна Мовчан

Яна Мовчан. Натюрморт с котом и колибри - Яна Мовчан

Яна Мовчан. Натюрморт с котом и колибри

• Свежий номер «Знамени» (№5, 2010) открывается стихотворением Бориса Слуцкого, написанным в июне 1941 года: «Мы есть переходный период, и следует знать свой шесток. / Он выше шестков предыдущих, но, в общем, не слишком высок. / Определяющий фактор, как он представляется мне: / Две трети из нас погибнут в грядущей большой войне». Одним стихотворением представлен в номере также лауреат премии «Поэт» Сергей Гандлевский. Кроме того, имеют место стихи Павла Митина: «Жена велела причастить хотя б детей, / И в воскресение входили в новый храм / Раб божий Константин, младенец Василиса. / Потом гуляли чинно. В качестве гостей / Зашли к знакомым неожиданно, а там — / Черепашонок, пара кроликов и крыса». Центральная публикация номера тем не менее – «Стихи о родине» Андрея Полякова: «”Ты держал ли в руках золотой виноград / занесённый в Тавриду не нами?” — / говорил мне в троллейбусе мёртвый солдат / шевеля неподвижно губами / “Тем ли, этим ли, в землю, в её темноту / мы за юбкой пойдём Персефоны / поправляя фонариков жёлтую муть / как плохие, плохие шахтёры” / А троллейбус, казалось, богами богат — / так легко, так светло и крылато... / “Просыпайся, солдат, и держи виноград!” — / я ответил убитому брату». В мемориальной части «Знамя» публикует стихи Евгения Сабурова и посвященное ему эссе Михаила Айзенберга «На открытом дыхании».

• В «Вопросах литературы» (№2, 2010) опубликован небольшой мемуар Нины Королевой «Памяти Льва Лосева». Здесь же А.К. Жолковский подробно разбирает стихотворение Осипа Мандельштама «Ламарк». В «Книжном развороте» рецензируется среди прочего книга Татьяны Бонч-Осмоловской «Введение в литературу формальных ограничений. Литература формы и игры от античности до наших дней». «Сибирские огни» (№4, 2010) публикуют подборку Александра Радашкевича: «В самом деле, лучше бы / спиться, пусть на Финляндском, / пусть на Балтийском, / не наблюдая табель запретов, / не мостясь в любезных невоз- / можностях снедаемой за / завтраком тоски, плача / от ветра и мокрых поездов, / отбывающих с пятой платформы / в Невдубстрой со всеми / остановками, простившись / утром с распоследним другом, / шевелящим обрубком хвоста / в манной каше смердящих / туманов на оставляемом / нами перроне. Но это / легко сказать».

• Апрельский номер «Урала» (№4, 2010) выделяет целую рубрику фестивалю/премии «ЛитератуРРентген»; представлены подборки поэтов, имеющих разное отношение к премии – т.е. не только лауреатов и числящихся в коротких списках, но и членов жюри: Александр Маниченко, Виталий Пуханов, Евгения Риц, Наталия Санникова, Федор Сваровский, Евгений Сидоров, Елена Сунцова, Игорь Тишин, Андрей Черкасов. Юлия Подлубнова пишет о «Конкурсе современной поэзии «Согласование времен» и усматривает «общее стремление российской словесности к интернализации, выход из замкнутого национального пространства в космос мировой культуры» в таких, например, стихах Е. Грачева: «Вы б видели — кошмар, / В июле, под Читою, / Тайгу сжирал пожар, / Как зверь, по сухостою. / Вы б видели — вояк / С Воронежа и Томска, / Как нам сержант-остряк / Рычал в дыму: «Прорвёмся!» В том же номере Константин Комаров рецензирует книгу «Наше время. Антология современной поэзии России», составленную И.Б. Лукиным. Нависшая было над «Уралом» угроза закрытия, кажется, развеялась. Открытое письмо деятелей культуры губернатору Свердловской области («Закрытие такого литературного журнала отрицательно скажется как на культурной жизни Свердловской области, так и на статусе всего Уральского региона»), кажется, возымело свое действие: губернатор Мишарин заявил о недопустимости того, чтобы «известный журнал с богатой историей прекратил свое существование», и обещал взять ситуацию с финансированием «Урала» под личный контроль. Это хорошо, но обращение к губернатору, разумеется, мера паллиативная: рано или поздно толстым журналам – и центральным, и региональным – придется вырабатывать новые рыночные стратегии с учетом новых реалий. В первую очередь того факта, что большинство их читателей давно уже получают доступ к текстам посредством интернета, а не собственно бумажных публикаций.

• На «Полутонах» за отчетный период появилась подборка Сергея Круглова «Домашние животные»: «Вот интересно, / когда нас никого нет дома – / Ты на Голгофе, мы на Суде – / что они там делают, эти / невеликие наши домашние питомцы?» Кроме того, имеются стихи Юрия Цаплина: «Отечества больной зверёк / лежит дороги поперёк. / Ему домой – а он не может. / Ему попить – но нет воды. / Его худое солнце гложет. /Летит копейкой за труды / в холодном небе. И на суше / всё дальше тени, звуки – глуше. / Снаружи зябко, жар внутри; / проходишь мимо – не смотри». Выложены книги Алексея Порвина («Темнота бела») и Александра Авербуха («Встречный свет»). Там же, на «Полутонах», опубликованы два текста Фаины Гримберг – «МАЛХОЛЛАНД-ДРАЙВ» и «Сегодня у тебя светлые глаза». Библиотека ImWerden пополнилась записью выступления Ольги Седаковой в РГГУ 6 апреля 2010 года.

• «Литкарта» отчитывается о прошедшем в Москве фестивале «Поэтроника»: «полифоничная алеаторика Дениса Ларионова резонировала с известными мозаичными конструкциями Александра Скидана, импрессионистические полотна Никиты Сафонова – с геометрической горечью Аркадия Драгомощенко. Гальванизированная формальная составляющая стихотворений Эдуарда Лукоянова наводила на мысль о том, что западная словесность минувшего столетия может быть прочитана и через призму русского кубофутуризма. Евгения Суслова и Кирилл Корчагин продемонстрировали устремление к более рафинированным формам книжной поэзии, отличающейся преувеличенным вниманием к поэтическому синтаксису и грамматике вообще». NewsNN.Ru сообщает об итогах традиционного творческого конкурса межрегионального фестиваля «Молодой литератор». В поэтической номинации, в частности, победителем фестиваля стала Галина Рымбу. На «Снобе» пишут о прошедшем в клубе «Ъ» вечере памяти Михаила Генделева. «НГ-ExLibris» публикует статью о Константине Кузьминском и несколько алармистское интервью Владимира Мартынова, который в числе прочего высказывается и о нашем предмете: «За современной поэзией я не особо слежу, но, насколько знаю, в нее опять вернулось прямое поэтическое высказывание, хотя казалось, что после Пригова это уже невозможно. Поэты ведут себя так, как будто Пригова вообще не было. Они пишут как Пушкин или Мандельштам. <...> Как будто не было концептуального поворота, который произошел в 70-е годы». Впрочем, и в целом Мартынов полагает, что «наш вид homo sapiens в нынешнем состоянии – это тупиковая ветвь эволюции».

• Премию Мигеля Сервантеса получил в этом году мексиканский поэт Хосе Эмилио Пачеко, почитать которого по-русски онлайн, кажется, негде, однако при помощи Google Books можно ознакомиться с испанско-английской билингвой в относительной полноте. Готовятся к изданию неизвестные ранее тексты Мэрилин Монро, в том числе стихи. Любопытно будет взглянуть, мало ли что обнаружится в старых документах: вот, например, на сайте «Радио Свобода» Иван Толстой рассказывает о своей новой книге «”Доктор Живаго”: новые факты и находки в Нобелевском архиве». Краткий смысл: найденное свидетельствует о том, что с 1947-го по 1957 год кандидатура Пастернака Нобелевским комитетом отклонялась «за недостаточностью масштаба», и только выход «Доктора Живаго» сдвинул эту историю с мертвой точки.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:4

  • trepang· 2010-05-03 00:44:44
    "давно уже получают доступ к текстом посредством интернета, а не собственно бумажных публикаций - опечатка: текстАм.
  • trepang· 2010-05-03 00:45:30
    и еще не закрыта кавычка после цитаты о "Поэтронике".
  • kabyz· 2010-05-05 22:17:35
    "рано или поздно толстым журналам – и центральным, и региональным – придется вырабатывать новые рыночные стратегии с учетом новых реалий". Толстым журналам можно и должно быть ВНЕ рынка. Это так же естественно для культуры, как и быть ВНЕ политики. Поддержка художественного процесса государством практически во всем цивилизованном мире - это поддержка национальной и культурной самости, что характерно, не имеющая с политикой ничего общего. Это ОБЯЗАННОСТЬ государства. Потому не надо пытаться втолковывать литературе (как частному случаю культуры) тезисы из Котлера. Рынок тут где-то далеко, где-то очень далеко. Засчет литературы можно делать деньги, но это не значит, что литература должна "болтаться" вокруг точки безубыточности. У литературы и у просветительской публицистики иные задачи. Задумайтесь на эту тему. Надеюсь, что автор литературного обзора это понимает, иначе речь может идти о серьезных мировозренческих проблемах.
  • rozapozora· 2010-06-21 17:30:47
    Деревья жалко, а толстые журналы нет, есть книги и есть интернет.
Все новости ›