Его уродливая голова походила на электрическую лампу OSRAM, хрустальную подвеску для люстры, волшебный фонарь рижских сумерек.

Оцените материал

Просмотров: 8808

Извинения перед юными друзьями

06/11/2009
Разные премии, VI Биеннале поэтов в Москве, фестиваль в Перми и стихи о московском метро

Имена:  Александр Кушнер · Александр Уланов · Александр Чак · Алексей Алехин · Алексей Парщиков · Алексей Порвин · Алексей Цветков · Анастасия Афанасьева · Андрей Поляков · Андрей Хаданович · Билл Герберт · Борис Херсонский · Валерий Молот · Валерий Шубинский · Виталий Пуханов · Владимир Захаров · Всеволод Емелин · Вячеслав Куприянов · Григорий Дашевский · Данила Давыдов · Дмитрий Кузьмин · Дмитрий Строцев · Евгений Рейн · Елена Костылева · Елена Фанайлова · Захар Прилепин · Зиновий Зиник · Игорь Клех · Игорь Померанцев · Илья Кукулин · Илья Кутик · Инна Лиснянская · Лев Рубинштейн · Леонид Костюков · Луи Мартинес · Михаил Айзенберг · Николай Кононов · Ольга Седакова · Пол Саммерс · Роман Арбитман · Сергей Аверинцев · Сергей Жадан · Сергей Круглов · Сергей Морейно · Станислав Львовский · Станислав Минаков · Сухбат Афлатуни · Тимур Кибиров · Федор Сваровский · Энди Крофт · Юрий Володарский

©  Эрик Тарман / Galerie Kоnzеtt

Дитер Рот. Развитие Вселенной. 1970  - Эрик Тарман / Galerie Kоnzеtt

Дитер Рот. Развитие Вселенной. 1970

• В новой «Дружбе народов» (№11, 2009) — подборка Станислава Минакова и небольшая публикация Вячеслава Куприянова. В критической части — изящное эссе Сергея Морейно «Фраза и равновесие»: «Великий латышский поэт Александр Чак (1901—1950) был совершенно лыс. Его уродливая голова походила на электрическую лампу OSRAM, хрустальную подвеску для люстры, волшебный фонарь рижских сумерек. Она испускала лучи, рассеивающие мрак, как раскаленный вольфрамовый волосок, оплетающие переулки серебряной нитью, как сеть паука. Тем не менее он прекрасен. Его легкие наполняют пары бензина, вонь кошачьих испражнений, запах пудры и нечистых подмышек, частички угля и плесени. Но при сжатии грудной клетки из них вырывается чистое дыхание Риги — города с ресницами женщины и сердцем мужчины. Многие поэты попались в тенёта Чака. “Эй, где мое сладкое, официант, ты не принес до сих пор. И музыка скорби “черт бы побрал” в корчме, похожей на морг”, — писал по-латышски рижанин Рокпелнис. “Между Псом и Екабом, под каменной занавеской расцветают ладони — лилии нищеты. Видишь, ночь уходит, здесь ничему не место: поцелуй ей руку, она тебе скажет — “ты”, — писал по-русски рижанин Палабо».

• В осеннем номере «Ариона» (№3 2009) — публикация Александра Кушнера и цикл «Неправильный венок» Инны Лиснянской: «Сведены с концами все начала./ Мы с тобою встретились во сне. / Взбито облачное одеяло, / И трава курчавая на дне. / Нас бревно на волнах укачало. / Мы с тобой не видимы извне / Ни людьми с кремнистого причала / И ни ангелами в вышине». Там же стихи Владимира Захарова и Субхата Афлатуни. Игорь Клех пишет об Алексее Парщикове в довольно странном для мемориального текста ключе: «Как-то я написал, что основным содержанием поэзии Парщикова была молодость, а когда она прошла, улетучились и стихи. Обидная правда развела нас в последнее десятилетие. Я не мог понять, отчего он не пожелал дойти до собственного предела и занять место, достойное его таланта, в первом ряду русской поэзии двух веков, безуспешно уповал, что он очнется. Виноват. Уж не знаю, какую пользу для себя извлекал он из уроков позднего Вознесенского, а тем паче Кедрова, из книжек Айги, Драгомощенки и самовлюбленных французских говорунов-постструктуралистов, из скуловоротной скуки пригревшей его в Америке лэнгвидж-скул, бездарной до совершенного умопомрачения». Алексей Алехин в статье «Без промежутков» привычно сокрушается о судьбах поэзии и сетует на молодое поколение, интернет, живущих за рубежом поэтов и др.: «...песок неважная замена овсу: отсутствие внешних “событий”, по которым поверхностная критика и окололитературные массовики, опережая филологов с лупой, только и способны судить о поэтической жизнедеятельности, производит на них гнетущее впечатление — даже не промежутка, а пустыни. Культуртрегеры (мне это слово кажется похожим на “штурмбаннфюрер” — и по звучанию, и по смыслу) занервничали. Начались лихорадочные поиски лидера. То это “новый” Цветков (по сильному моему подозрению, первоначально просто решивший спародировать стихотворца-приятеля и слегка контуженный грянувшим успехом). То спохватятся о Херсонском, который помаленьку печатался, почти незамечаемый все эти годы, имея устойчивый круг читателей и уверенно обживая свою боковую, но вполне состоятельную поэтически нишу, — ну, за него я только порадуюсь. А то и вовсе свалившийся с заграничных небес, как инопланетянин, новый гений с фамилией галантерейщика и такой же однообразно блескучей продукцией».

• На «Полутонах» — две большие публикации Анастасии Афанасьевой — «Молчание» и «Танцует Анна», а также разбитый на две части цикл стихотворений Сергея Круглова «Дрейдл (начало и окончание). Кроме того, опубликована подборка Алексея Порвина Jedem и выложен в сеть первый номер альманаха «Абзац» (осторожно, .pdf) с текстами Данилы Давыдова, Юрия Орлицкого, Романа Арбитмана и других.

• Во вторник был объявлен шорт-лист Премии Андрея Белого. В поэтической части имеют место Николай Кононов, Елена Костылева, Станислав Львовский, Валерий Молот, Андрей Поляков, Федор Сваровский и Дмитрий Строцев. В части литературных проектов номинирована «Культурная инициатива», устраивающая изрядную часть московских литературных вечеров и сайт «Полутона». В шорт-лист критиков, составленный отцами-основателями премии, попали Григорий Дашевский, Илья Кукулин, Александр Уланов и Валерий Шубинский. Лауреаты премии будут объявлены 4 декабря на книжкой ярмарке non/fiction в Москве. Вручение премий состоится по традиции в конце декабря в Петербурге. Открылся на этой недели и сайт Московского международного фестиваля «VI Биеннале поэтов», программа которого оказалась весьма обширой и плотной. OPENSPACE.RU, в частности, проводит в рамках биеннале круглый стол «Новая социальная поэзия: реальность поэтического — реальность политического» с участием Дмитрия Кузьмина, Всеволода Емелина, Андрея Хадановича и Сергея Жадана (26 ноября, 17:00, кафе Ex:Libris) и презентацию книги Льва Лосева «Говорящий попугай», в которой примут участие Михаил Айзенберг, Дмитрий Быков, Сергей Гандлевский и Евгений Рейн (25 ноября, 19:00, клуб «Мастерская»).

• Литературная жизнь наблюдается не только в Москве. В Перми 17—20 декабря пройдет, как объявлено, поэтический фестиваль «СловоNova» с участием Тимура Кибирова, Михаила Айзенберга, Бориса Херсонского, Игоря Померанцева, Елены Фанайловой, Всеволода Емелина и других известных поэтов. Обещаны, кроме того, музыкальная, театральная и лекционная программы. Опубликована и программа фестиваля «ЛитератуРРентген-2009», на котором должна быть вручена одноименная премия.

• «Литкарта» отчитывается о прошедшем в Москве Фестивале университетской поэзии. Юрий Володарский пишет о книге Бориса Херсонского «Спиричуэлс», а Николай Кириллов — об «Апологии разума» Ольги Седаковой. Игорь Померанцев в своем блоге публикует найденные в архивах 1994 года разговоры о культурной провинции с Ильей Кутиком, Сергеем Аверинцевым и Луи Мартинесом. На сайте BBC Зиновий Зиник рассказывает о проекте Энди Крофта (Andy Croft), Билла Герберта (Bill Herbert) и Пола Саммерса (Paul Summers), написавших и уже издавших книгу стихов о московском метро. Она так и называется, «Трое в метро».

Polit.Ru публикует транскрипт беседы Леонида Костюкова и Виталия Пуханова; последний, в частности, описывает начало карьеры поэта, у которого «ни одной из специализаций, дающих возможность вертикального восхождения, то есть дающих возможность быть необычным человеком, нет, и поэтому он выбирает этот, якобы самый простой путь. Тебе нужны: карандаш, бумажка, ты сам, твой богатый внутренний мир. То есть изначально начинают заниматься поэзией мерзавцы. Извините, ради Бога, меня, мои юные друзья». В украинской газете «День» — большое интервью Сергея Жадана, который, в частности, отвечая на вопрос о том, насколько сильно на него как на поэта повлиял Харьков, говорит: «Если ты занимаешься литературой, то это именно тот возраст, когда закладывается, что и как ты будешь писать. И тогда Харьков появился в моей жизни, с его литературой 20-х годов — именно этот литературный сквозной текст на меня больше всего повлиял. Семенко, Хвылевой, Кулиш, Йогансен, Шкурупий, Влизько. Я очень хорошо это помню, ведь в 1989 году открылся Харьковский литературный музей, действующий поныне. Для меня он стал одним из самых важных мест. Их первая выставка была посвящена литературе «Красного Ренессанса». Заходишь — и два этажа посвящены расстрелянным поэтам — можешь сразу почувствовать дух Харькова 20-х годов». Алексей Цветков на InLiberty спокойно и по делу отвечает на недавнюю статью Захара Прилепина о том, что русский писатель должен жить в России, а иначе он и не русский, и не писатель вовсе: «Я сегодня живу в стране, отделенной от России двумя океанами и восемью часовыми поясами. Но для того чтобы окунуться в живое русское культурное пространство, мне достаточно сесть к монитору, мне даже не надо выходить из квартиры, а если все-таки появится желание выйти, на расстоянии часа с небольшим от меня живут Бахыт Кенжеев, Владимир Гандельсман, Вера Павлова, Андрей Грицман, Александр Стесин — возможно, эти имена мало о чем говорят Захару Прилепину, который припомнил почему-то одних прозаиков, но мне и многим соотечественникам Прилепина они хорошо знакомы. Иными словами, критиковать эмиграцию — значит заведомо пускать аудиторию по ложному следу».

• Любимица нашей редакции газета «День литературы» опубликовала торжественную статью «Светящимся Фавором»: к выходу в свет антологии «Русская поэзия. XXI век». На беду, оказалось, что многие авторы, включенные в «наиболее полное поэтическое издание в ХХI веке», не только не давали согласия на включение своих текстов в антологию, но даже и не знали о том, что она выходит в свет.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • doggi· 2009-11-07 01:17:08
    Львовский, Вам не стыдно вот так писать о своих делах по два раза на обзор? Не многовато ли?
Все новости ›